Барскоон. Возведение монумента в честь Юрия Гагарина

Художник Валентин Барсков за работой. Фото: июль 1989 г

Аннотация: Барсков Валентин Дмитриевич. Начало работ по созданию монумента "Юрий Гагарин" в Барскооне,

История одной фотографии: Валентин Барсков "....однажды местный фотограф попросил меня написать краской на большом скалистом камне у водопада «Здесь был Гагарин, август,64 год». Я выполнил просьбу фотографа, но вскоре пожалел об этом, так как на камне стали появляться другие «памятные» надписи о пребывании здесь «Вани + Мани, Абыла и Адыла»… Весь камень был испещрен автографами «петякантропов». Мне было жаль испохабленной скалы. В конце семидесятых в Тамгу на отдых приехал космонавт Леонов.

Командующий войсками округа пригласил его на охоту в район водопадов. По сложившейся традиции гости посетили памятный «Гагаринский камень». Алексей Архипович, увидев измазанную надписями скалу, возмутился и предложил удалить все надписи и написать одно слово - ГАГАРИН - или прикрепить на камень мемориальную доску с портретом Юры. Мне передали пожелание космонавта Леонова, и я засел за проект переделки «Гагаринского камня» в монумент Гагарину. Возможно, теперь сбудется моя давняя мечта увековечить образ Юры. Заказчиком согласился стать колхоз «БАРСкоон», на земле которого лежит эта скала. Через пару месяцев проект (эскизы, макет, смета) были готовы. И мы вместе с моим другом журналистом-фотографом Вадимом Капустиным представили его Правлению колхоза. Проект одобрили и увезли на согласование в Райком. Там тоже обрадовались идее создания памятника, но в создатели решили пригласить местных скульпторов из столицы. Однако, «созидатели» запросили цену в десятки раз выше предложенной мною. Конечно, колхоз отказался от заказа.

Вскоре я уехал работать в Ленинград, но продолжал приезжать в Тамгу в отпуск. И все эти годы Вадим Капустин пробивал идею создания монумента среди приезжавших космонавтов и служащих космодрома Байконур. Возникла идея пустить «шапку по кругу», то есть создать памятник на добровольные пожертвования. Меня уговорили вернуться к работе над монументом. Однако проектом заинтересовались «искусствоведы» их ОБХСС и мне дали понять, что номер с пожертвованиями не пройдет… Тогда я махнул рукой на бесплодные поиски средств и решил, что сделаю памятник Гагарину даром, т.е. бесплатно, лишь бы мне помогли строительными материалами. К тому времени я уже преподавал в Одесском государственном училище им. Грекова и мог использовать свой двухмесячный отпуск на поездку в Киргизию.

В 1989 году я наконец-то приступил непосредственно к работе. Завез в ущелье глину, строительные материалы, сварочный агрегат арматуру… Мне помогали друзья. Но кончился август, я вернулся в Одессу, законсервировав работы. В следующем году я вернулся в Тамгу, предварительно рассказав студентам «Грековки» о работе над монументом. Некоторые из них изъявили желание посмотреть на Тянь-Шань. С радостным чувством я приехал на место работы и … ничего не обнаружил - ни материалов, ни каркаса, (он был сброшен в реку), ни лепнины!... Лишь скала красовалась своими прежними надписями, да еще появились две большие юрты, превращенные кооператорами в шашлычную и закусочную. Торговцы поведали мне, что месяц назад приезжало партийное начальство и запретило все монументальные работы, а заодно приказало убрать юрты-закусочные. Словом, навели порядок! Возмущенный, я тут же отправился в райком партии. Кооператоры попросили замолвить и за них словечко, иначе они не дадут мне работать. В райкоме меня внимательно выслушала второй секретарь и, попросив подождать, вышла, а, вернувшись, пригласила к первому секретарю, попросив повторить ему слово в слово историю рождения памятника. И тут я узнал, что запретил строительство лично сам хозяин кабинета, сидящий сейчас передо мной. «Если бы мне кто-нибудь хоть слово сказал про то, о чем сейчас рассказали Вы, я все бы сделал, чтобы не мешать вам в работе. Езжайте и творите! Никто вам больше не помешает, а базар мы оттуда уберем, чтобы не засоряли территорию вокруг памятника, а будут сопротивляться, пришлем милицию, так и передайте».



Вернувшись в Тамгу, я рассказал о происшедшем командованию санатория и те также пообещали помочь, чем смогут. Вскоре из Одессы прилетели пятеро студентов и работа закипела. Около будущего монумента возник походный лагерь из трех палаток и кастрища. Вадим Капустин подключил к нашей компании своего сынишку, турбаза командировала стажера, санаторий помогал обедами… Мы трудились с восхода до заката с перерывами на воскресные выходы в горы. На конец августа было назначено торжественное открытие монумента. Своими размерами 6х4.5х12метров и формой он напоминал летящий звездолет. На лицевой стороне помещен скульптурный портрет Гагарина в космическом гермошлеме. Вся скала была затонирована под бронзовый сплав. За пять дней до завершения работ прибыла дорожная техника с бригадой рабочих для благоустройства территории перед монументом. У входа на площадку мы поставили небольшую стеллу с памятной надписью о посещении этого места Первым Космонавтом земли Юрием Гагариным."