При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

В Пржевальском порту. Фото: 1930 год

Историческая справка: В первые годы Советской власти в Киргизии строительство морского флота требовало больших затрат, и, тем не менее, правительство пошло на эти затраты, придавая большое значение созданию пароходства на Иссык-Куле. Каждый руководитель, каждый рядовой труженик понимал это – ведь то была эпоха гужевого транспорта. Не случайно так многолюдно было при спуске теплохода, почетными гостями были члены исполкома Пржевальского кантона, который объединял в ту пору все населенные пункты Прииссыккулья.

Первые теплоходы были оснащены двигателями типа «балиндер» в 110 эффективных сил (запускались они сжатым воздухом из специальных баллонов). На каждом теплоходе была команда, состоящая из шестнадцати человек. Эти двигатели строились на Ижорском заводе в Колпино, возле Ленинграда. Их c большими трудностями доставляли на Иссык-Куль."

Неуклюжие деревянные посудины лесопромышленника Сулейманова и Решетниковых, так называемые «баркасы», приводившиеся в движение прямыми, примитивными парусами, и только при попутном ветре совершавшие рейсы «Липенка-Рыбачье», «Джергалчак-Рыбачье», за полтора-два месяца были вытеснены морскими парусниками, появившимися на Иссык-Куле после приезда сюда двух азовцев: Александра Спиридоновича Щетины и Семена Андреевича Коростелева – корабельного мастера.

Построенные им суда: «Коммунар», «Юный коммунар», «Красный Восток», «Азов» и «Иссык-Куль» имели такую систему парусов, что могли ходить и при боковом, и при встречном ветре. Были довольно быстроходны, и при попутном ветре могли обгонять первые самодвижущиеся теплоходы. Имели форму галиотов (по искаженному черноморцами и азовцами названию «гульеты». Впоследствии многие путешественники, включая географа и ихтиолога профессора Берга, дали представление об Иссык-Кульской котловине, как о зоне большого будущего. И вот, Центральное правительство СССР поручило Среднеазиатскому госпароходству построить на Иссык-Куле два теплохода.

«Прогресс Киргизстана», как и «Пионер», в хорошую погоду проходил расстояние от Рыбачьего до Пржевальска за 12-13 часов. Если учесть, что на всю котловину в ту пору была лишь одна автомашина, то можно понять, как первые суда облегчили перевозку грузов вдоль берега озера. Мы возили зерно, кожевенное сырье, яблоки, а также буксировали плоты леса и возили пассажиров.

В 1927 году, по годовому отчету, доложенному главным бухгалтером Чухловым В. И. и начальником эксплуатации Юдиным, два теплохода перевезли 72 тысячи тонн грузов, включая перебуксированный лес, и 9 860 пассажиров. Погрузка-выгрузка производилась грузчиками вручную.Такое количество пассажиров, как 9 860 человек, было вполне закономерным явлением потому, что, как было сказано выше, на весь кантон имелась всего одна автомашина, да и то легковая. Значит, все пассажирское движение переместилось на воду."

Описание: Рукопись "История Иссык-Кульского флота"

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии