При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Женщины в национальных костюмах и головных уборах. Фото: 1930-е

Историческая справка: Традиционная одежда киргизов в малоизменённом виде сохранялась вплоть до перехода к оседлому образу жизни. С оседлостью в кирг. костюме происходят изменения: постепенно сглаживается недифференцированность мужской и женской одежды, стираются племенные особенности, ряд старинных покроев одежды начинает изменяться, а некоторые — исчезать. Сказывается на форме одежды и влияние татар, узбеков, таджиков, казахов, русских, украинцев. Изменения в костюме проявлялись неравномерно: там, где доминировало скотоводческое хозяйство, прежние формы задерживались. Старинной одежде киргизов были свойственны материалы, выполненные в домашних условиях — выделанные кожи, шкуры диких и домашних животных, тонкий плотный войлок, ткани, сотканные из овечьей и верблюжьей шерсти (таар). Но и в кочевое время киргизы пользовались привозными тканями кустарного среднеазиатского и кашгарского производства, а позднее приобретали фабричные российские хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные ткани, бархат. Постепенно фабричные материалы вытесняли ткани домашнего производства. Бедняки носили обычно одежду из самой дешёвой ткани (мата). Покупали киргизы и готовую одежду, в основном халаты, часто сшитые не по фигуре. Стоили они дорого: за парчовый халат, приобретаемый к свадьбе, надо было отдать верблюда, за полушёлковый — двух овец.

Как и в мужском, в женском костюме нательными были платье-рубаха и шаровары. Покрой их аналогичен мужской нательной одежде. Молодые женщины предпочитали яркие платья, излюбленным цветом был красный. На протяжении многих лет у женщин сохранялся туникообразный покрой платья с вшитыми боковинами. В 19 в. на Юге встречались девичьи платья с горизонтальным разрезом ворота. Однако широкое распространение получили платья с вертикальным разрезом, ворот завязывался самодельными шнурами . Разрез принято было также закрывать нагрудником со своеобразной старинной художественной вышивкой. Вышивали по бархату, белой бязи. К концу 19 в. платья стали шить со стоячим невысоким воротником, появление которого связывается с влиянием татарской культуры. Воротник платья скрепляется пуговицей, запонкой. Позднее в моду северных киргизон вошли отрезные платья, где собранная в сборку юбка пришивалась к сохранявшей свой покрой верхней части платья. Верхняя одежда женщин повторяла мужскую: носили такого же покроя чапан, меховую шубу. Своеобразным этническим признаком женского киргизского костюма была распашная юбка (белдемчи), придававшая женщине особую осанку. Белдемчи имела много вариантов в покрое, материале, вышивке. Шили её из чёрного или цветного бархата, из шёлковых узбекских кустарных тканей. Красочно расшивали цветными нитями, края оторачивали полосками меха. Белдемчи всегда шили с широким поясом. Для кочевой жизни этот вид одежды был незаменим, очень удобен и при езде на лошади, и для домашней работы. Носили белдемчи только замужние женщины.

Сложен, разнообразен и самобытен киргизский женский головной убор. Девушки надевали шапочки конической формы, но примерно с середины 19 в. они вышли из употребления. Их сменила на Юге тюбетейка, на Севере получила распространение девичья меховая шапка (тебетей). Тулья её шилась из бархата ярких цветов, обрамлялась мехами, из которых наиболее распространён был мех выдры (кундуз). Отсюда название шапки — кундуз тебетей. В середине 19 в. бытовал нарядный свадебный обрядовый головной убор, имевший вид шлема. Его щедро украшали серебром, жемчугом, перламутром, кораллами и др. Типичным для всех мест Киргизии был женский головной убор в виде тюрбана с разными названиями: элечек, илеки, келек. Форма его имела много вариантов. Тюрбан наматывался из лёгкой белой ткани. Предварительно надевали на голову шапочку (такыя). Тюрбан носили зимой и летом, без него замужняя женщина не могла нигде появиться, в нём выполняла домашнюю работу. С начала 20 в. элечек постепенно сменил головной платок, который первое время повязывали в виде тюрбана. Разнообразны были женские украшения, значительно дополнявшие костюм и придававшие ему национальный колорит. Это серьги, перстни, кольца, браслеты, накосные украшения, которые делали киргизские ювелиры. К концу 19 в. большое распространение получили украшения из равных монет. Ими украшались головные уборы, из них делались нагрудные и накосные украшения. С начала 20 в. некоторые тяжеловесные серебряные украшения постепенно вышли из употребления.

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии