При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Туркестанский альбом: 1871-72гг. У киргизов, как у других кочевых народов Средней Азии и Казахстана, по признакам убранства и размещению членов семьи юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. У киргизов правая от входа сторона была женской, левая – мужской.

Богатые киргизы около джука на бакан с серебряными крючками вешали мужские халаты и головные уборы. С правой стороны возле джука на ууки привязывали расшитые по бархату подвесные полочки (секичек) для головных уборов женщин. Ниже висела вышитая сумочка, куда женщины клали расчёску, зеркало и т.д. На этой же стороне у входа ставили нарядную ширму из циновки. Обычно за ширмой хранились продукты, а у состоятельных людей там находились красивая посуда, которая подавалась для гостей, маленькие бурдюки с готовым напитком и т.д. Ширма служила также украшением юрты.

Большинство бедных киргизов жило в юрте бозуй, которая состояла из четырёх, реже шести решётчатых стенок. Как отмечал Б.И. Кушелевский, "не всякий киргиз имеет возможность покрыть свою юрту хорошими кошмами. Чтобы свалять всего одну хорошую кошму шириной в 2,5 аршина, длиной в 6 аршин, нужно употребить от 25 до 30 фунтов шерсти...". Некоторые бедняки получали в "дар" за свой труд изношенные кошмы юрт богачей, которые когда-то были белыми, а со временем стали серыми. Поэтому в киргизском аиле преобладали серые юрты.

В юрте бедного киргиза не всегда была двустворчатая деревянная дверь. Её обычно заменяла приставная дверь типа лестницы, покрывавшаяся снаружи кошемным полотнищем. Верёвки, укреплённые с двух сторон обода, применяли для крепления юрты. Кроме своего непосредственного назначения, они служили и для сушки мяса.

Для бедного скотовода юрта служила и кухней. В правой её части, за ширмой, находились продукты и посуда. В центре юрты на очаге варили пищу. В этой же юрте спала вся семья. Если вместе с родителями жил женатый сын, то левую сторону юрты загораживали занавеской. В этой же юрте принимали гостей. Постельные принадлежности были скудными. Зимой, чтобы удержать в юрте тепло как можно дольше и сэкономить запасы топлива, киргизы устраивали так называемый ташкалак, т.е. укладывали вокруг очага камни, а на них насыпали бараний и козий помёт. Пока варилась пища, камни сильно нагревались и сушили помёт, который начинал гореть. В результате этого тепло в юрте держалось дольше. Вокруг юрты насыпали земляной валик, стены утепляли камышом. В непогоду бедняки также держали в юрте новорожденных ягнят и козлят.

С переносным жилищем киргизов были связаны определённые обряды, обычаи и поверья, основной целью которых было обеспечение счастья и благополучия его обитателей.

При сооружении юрты киргизы обычно оставляли незавершёнными один или два элемента в деревянной части или в покровах. Покровы готовили жёны родственников и заканчивали после того, как хозяин юрты совершит обряды, положенные при установке юрты. Так делали, чтобы отвести "сглаз", ибо верили, что новая юрта легко может поддаться влиянию "злых духов".

Прежде чем поставить юрту, хозяин выбирал в аиле самого пожилого, почтенного, а самое главное, многодетного человека. Он должен был помочь поднимать обод юрты. Этот обряд был связан с пожеланием хозяину и всем членам семьи благополучия, долголетия и процветания потомства. После того как обод почтенным старцем был поднят, на последнего надевали белую рубаху, повязывая её белым кушаком.

В установленную юрту первой входила пожилая женщина и, начиная с порога, разбрасывала кругом сласти, баурсаки и т.д. При этом женщина, совершающая такой обряд, приговаривала: "Ак джолтой уй бол" ("Будь домом, приносящим счастье") или "Ырыс кешиктуу уй бол" ("Дай бог, чтобы дом был полон богатства").

После этого приносили в жертву барана, и сначала все пожилые, потом остальные присутствующие просили у Бога, чтобы желания хозяина юрты исполнились, чтобы он и его семья жили в полном благополучии. Затем тушу барана разделывали, а голову его выбрасывали из юрты через обод. Совершение этого обряда означало пожелание, чтобы в этой юрте всегда горел огонь, а через обод не переставая выходил дым. К чангараку юрты привязывали кусок ваты или белый платок, чтобы в юрте было всегда благополучие.

Большую роль в годы первых социалистических преобразований играли "красные юрты" (кызыл уй) – своеобразные в то время очаги культуры, кочевавшие вместе со скотоводами.

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии