При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Тележный промысел Фото:1920 год

Аннотация: Наружный вид тележно-колесной мастерской в городе Пржевальск

Историческая справка: Автотранспорт в Киргизии имеет наиболее важное значение, являясь основным видом механизированного транспорта в условиях горного рельефа. На его долю приходится более 80% всех перевозок в респуб­лике.

До 1927 г. Киргизия располагала всего 35 км дорог, приспособленных для движения автотранспорта в течение всего года. Уже во второй пяти­летке Киргизия обогатилась первыми крупными дорожными сооружения­ми: трактами Фрунзе—Рыбачье, Талас—Джамбул. За годы Советской вла­сти построено уже свыше 14 тыс. км магистральных автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием, ликвидирующих вековую изолиро­ванность районов, кыштаков и аилов. Автомобильная магистраль связы­вает столицы Киргизии, Узбекистана и Казахстана.

В 1963 г. заканчивается сооружение крупнейшей автомобильной ма­гистрали Фрунзе— Сусамыр—Ош. Она свяжет по кратчайшему направле­нию северные и южные районы республики, откроет доступ к месторожде­ниям полезных ископаемых, оживит экономику высокогорного Тянь- Шаня.

Широко распространенным и теперь способом передвижения является верховая езда. Киргизы — неутомимые наездники, способные в течение долгого времени не сходить с седла и преодолевать самые тяжелые пре­пятствия на своем пути: перевалы, кручи, стремительные горные реки.

Лошади, быки, верблюды, ослы используются для перевозки тяжес­тей вьюком. У памирских киргизов основным ездовым и вьючным жи­вотным является як. У южных киргизов и раньше имела некоторое распро­странение узбекская двухколесная арба «ферганского» типа, а у север­ных киргизов колесный транспорт стал получать распространение лишь в последний период перед Октябрьской революцией. Киргизами были заимствованы у русских крестьян не только типы телег и бричек, но и названия почти всех принадлежностей упряжи. В высокогорных райо­нах и теперь кое-где употребляется волокуша (чийне), состоящая из двух жердей с двумя-тремя поперечными перекладинами; одним концом жерди привязывают к седлу, а другим они волочатся по земле. Волокуша ис­пользуется для перевозки снопов пшеницы, хвороста.

Седла различаются по типу и назначению: для лошади (верховое) — ээр, для быка (верховое и одновременно вьючное, грузовое) — ъщырчак, для верблюда (вьючное) — ком и для осла. Кроме того, для перевозки детей и обучения их верховой езде еще недавно применялось особое седло (айырмач), имеющее приспособления для предохранения маленького всадника от падения: широкие войлочные стремена, вместо луки — две пары высоких крестовин спереди и сзади. Седла для лошадей встречаются нескольких разновидностей. Самым распространенным является седло так называемого андижанского типа (кушбаш ээр) с деревянным ленчиком, име­ющим лишь одну переднюю луку, заканчивающуюся небольшой раздвоен­ной головкой, и довольно широкое, слегка вогнутое сиденье. Встречаются иногда и седла с широкой дугообразной передней лукой (данбаш ээр, ак кацгы ээр), очень близкие по типу одной из разновидностей седел, встре­чающихся у алтайцев и тувинцев. Это седло генетически связано с древ­нетюркским типом седла.

Киргизский народ получил возможность пользоваться современными видами связи (телефон, телеграф, радио,телевидение), которые в условиях большой отдаленности многих районов от центров республики имеют важ­ное значение в развитии экономики и культуры края. Связисты Киргизии первыми в СССР положили начало развитию радиорелейных линий. Многоканальная связь осуществляется с Ташкентом и Алма-Атой.


Промышленность киргизов. Транспорт и связь

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии