При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Шахта "Джергалан" Фото: 1960 год

Аннотация: Шахтеры шахты "Джергалан" на трудовой вахте в честь предстоящего XXII съезда КПСС

Информационная справка: Топливная промышленность по объёму валовой продукции занимает 2-е место среди др. отраслей тяжёлой промышленности республики. На её долю приходится 13% пром. производства, ок. 20% промышленво-производственных основных фондов, 10% пром. трудовых ресурсов республики, её продукция составляет половину объёма грузоперевозок ж. д. транспорта.

Первые угольные предприятия в Киргизии появились во 2-й половине 19 в. в р-не Сулюкты Ошской обл. и в Кызыл-Кие. Кокянгакское месторождение разрабатывается с 1910, Ташкумырское с 1916. Объём добываемого в республике угля в 1913 составлял ок. 70% всей добычи угля в Ср. Азии. Начало нефтеразведочных работ относится к 1900. Первая нефть была получена в урочище Майли-Сай, добыча составляла 65 т. в год, к 1913 выросла до 3000 т. На терр. Киргизии к 1913 имелось 7 нефтяных скважин. Топливная промышленность дореволюционной Киргизии формировалась относительно раньше др. отраслей. Угольные шахты Кызыл-Кии, нефтепромыслы Майли-Сая осваивались преимущественно немецкими, французскими, бельгийскими, английскими и американскими акционерными обществами. В 1913 на территории республики действовало 27 угольных шахт, где работали 871 чел., 2 нефтепромысла (55 рабочих). На долю этих предприятий приходилось 50% продукции и 59% рабочих всей фабрично-заводской пром-сти республики. Мощности шахт были самые различные —от 50 тыс. до 100 тыс. т. угля в год. Кызылкийскпе копи давали 60,2% всей добычи угля Киргизии, Сулюктинские — 23,3%, Кокянгакские — 10,4%, Ташкумырские — 3,0 %.

Современная топливная пром-сть республики представлена высокомеханизированными предприятиями. В угольной пром-сти работает ок. 95% рабочих, занятых в топливной пром-сти. Почти 80% добываемого угля поставляется республикам Ср. Азии и Казахстана. В первые годы Советской власти добыча была затруднена в связи с разрухой и гражданской войной. Важную роль в восстановлении и развитии угольной пром-сти сыграли решения 8-го съезда КП Туркестана (май 1924), предусматривавшие реконструкцию топливной пром-сти. В 1924 восстановлена узкоколейная ж. д. от Горчакова к месторождениям Кызыл-Кии, построена узкоколейка к руднику Сулюкта, строилась дорога Джалал-Абад — Кок-Янгак. На создание новых и расширение старых предприятий топливной пром-сти Сов. правительство в период с 1925 по 1928 выделило 2,9 млн. руб. По плану 1-й пятилетки развития народного хоз-ва Кирг. ССР в угольную пром-сть было вложено 17,7 млн. руб. Вступили в строй новые шахты Таш-Кумыр, Алмалык, Джыргалан, начались реконструкция и технич. перевооружение др. угольных шахт. Добыча угля в 1940 по сравнению с 1913 увеличилась почти в 17 раз, намного повысилась технич. вооружённость предприятий топливной пром-сти. Угольные шахты оснащались современным оборудованием: очистными и проходческими комбайнами, углепогрузочными машинами. На транспортировке угля по подземным горизонтальным выработкам используются электровозы и механизмы, облегчающие труд шахтёров. Механизировал лись основные процессы угледобычи: отбойка, доставка, транспортировка, а также погрузка угля в железнодорожные вагоны на шахтах.

В годы Великой Отечественной войны топливодобывающие предприятия республики вполне обеспечили потребности населения и нужды военных производств Ср. Азии и частично Казахстана. В послевоенный период темпы развития топливной пром-сти возрастают. Быстро увеличивается их удельный вес в промышленном производстве. В 70-х гг. угольная пром-сть располагала 10-ю шахтами и 2-мя разрезами с суммарной мощностью добычи более 4,5 млн. т. угля в год. По подсчётам специалистов балансовых запасов на действующих шахтах и карьерах республики при достигнутом уровне добычи хватит на 100 с лишним лет. Из 8-ми угольных месторождений республики 6 размещены на Юге и обеспечивают ок. 95 % добычи угля, 2 — в Иссык-кульской обл.

Для совершенствования доставки угля осуществляется переход от электровозной откатки на ленточные конвейеры. Ок. 25% подземной добычи транспортируется по ленточному конвейеру. Конвейерная доставка угля от забоя до поверхности применяется па шахтах рудоуправления «Кызыл-Кияуголь», на отдельных шахтах Сулюкты и Таш-Кумыра. На предприятиях нефтяной и газовой пром-сти внедряются эффективные методы нефтедобычи (бурение скважин кустовым и комбинированным турбинно-роторным способом, бурение наклонно-направленных скважин и т. д.). Контроль за работой нефтяных скважин осуществляет система диспетчеризации. На нефтяных скважинах с 1961 используется газлифтный способ добычи нефти за счёт искусственного фонтанирования. Расширяется сфера разведочного бурения нефти и газа.

Топливная промышленность имеет не только местное, но и межреспубликанское значение. В Киргизии в 1975 г. было добыто свыше 4 млн. т угля. В десятой пятилетке добыча еще более возрастет. При этом удельный вес угля, добываемого наиболее дешевым открытым способом, повысится к 1980 г. до 40% против 27% в 1975 г. Открытая добыча угля сильно возрастет в Сулюкте и Кызыл-Кия.

Почти весь уголь добывается в Ошской области, в небольших размерах для местных нужд — в Иссык-Кульской области. Вся добыча нефти — 230 тыс. т и газа — 285 млн. кубических м (1975 г.) ведется также в Ошской области.

А. Иманбеков

Источник: Каракольский историко-краеведческий музей

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии