При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Выпускники ПТУ. Фото: 1920-е

Аннотация: Выпускники профессионально-технического училища, среди них Х. Атабекова(третий ряд пятая слева)

Информационная справка: Система профессионально-технического образования Кыргызстана начала формироваться еще в первые годы Советской власти на основании декрета «Об учебной профессионально-технической повинности» в соответствии, с которым вводилось обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет.

На основе декрета во второй половине 1920 года по решению Наркомпроса в Туркестане создается Комитет профессионального образования (Туркпрофобр), который в течении 1921 года организует систему различных курсов. В Кыргызстане такие курсы были созданы на каменноугольных рудниках «Кызыл-Кыя» и «Сулюкта». Продолжительность занятий составляла от 4 недель до 8 месяцев.

В 1923 году при руднике «Кызыл Кыя» была создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которая явилась родоначальником системы профессионально-технического образования Кыргызстана. Созданные в республике первые школы ФЗУ готовили по трех и четырех летней программе горняков, токарей и механиков и выпускала для промышленности по 50-80 квалифицированных рабочих ежегодно. Подготовка рабочих основывалась на молодежи, окончившей 4 класса и ликбез.

Система подготовки кадров через заводские школы ФЗУ в конце 30 годов уже не покрывала нужд народного хозяйства не только в количественном отношении, она не давала возможности осуществлять в должной мере плановую подготовку квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей народной промышленности. Создание трудовых резервов для промышленности началось в 1942 году.

Постановлением Совнаркома Киргизской ССР от 15 апреля 1942 года было организовано Киргизское республиканское управление трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров Киргизкой ССР. 15 апреля 1942 года считается датой отсчета профессионально-технического образования Кыргызстана, как системы.

В том же году дополнительно было открыто еще 11 учебных заведений профтехобразования. За военные годы учебные заведения подготовили необходимое количество рабочих для замены кадров, ушедших на фронт. За три года войны в нашей республике были подготовлены около 30 тысяч промышленных рабочих семидесяти различных специальностей: забойщики, проходчики, электрослесари, слесари по ремонту паровозов и вагонов, литейщики, связисты, печатники, помощники машинистов паровозов, строители, токари и т.д. Они составили костяк производственного персонала для созданных в ту пору тридцати новых крупных предприятий – металлообрабатывающих, текстильных, пищевых, горнодобывающих.

За послевоенные годы (1946-1952) учебными заведениями трудовых резервов республики было подготовлено для отраслей народного хозяйства свыше 16,5 тыс. молодых квалифицированных рабочих. К началу 1948 года в системе насчитывалось 28 учебных заведений, в т. ч. 8 ремесленных училищ, одно железнодорожное и 19 школ ФЗО. В 1954 году республиканское управление трудовых резервов приняло в свою систему 5 школ механизации сельского хозяйства, преобразовав их в училища. Уже через год эти училища располагали 40 комбайнами, 120 тракторами, 435 различными сельхозмашинами.

В 1959 году решением Совета Министров республики Управление трудовых резервов было преобразовано в Главное управление профтехобразования. В этом же году были выделены средства на строительство новых училищ. К 1965 году количество училищ достигло 40. Контингент обучающихся в них составлял около 13 тыс. человек, которые обучались по 58 профессиям. Уже через десять лет количество учебных заведений увеличилось на 30, а контингент в них возрос в 3 раза.

Планами на 80-90 годы были намечены практические меры по значительному увеличению подготовки механизаторов в сельских профтехучилищах. Только за 1980-1985 годы сельское хозяйство получило около 39 тыс. трактористов, квалифицированных специалистов механизаторских профессий. Средние сельские профтехучилища стали своего рода культурными центрами на селе, как № 6 Таласского района, № 8 г. Кызыл-Кыя, № 62 Узгенского района, № 13 Кара-Буринского района, № 81 Тонского раина, № 15 Кочкорского района. В последствии все эти училища преобразованы в профессиональные лицеи. В этот же период были построены ряд комплексов для училищ с учебными корпусами, производственными мастерскими, общежитиями и столовыми. В Чуйской зоне, к примеру, были построены три таких комплекса в Жайылском, Кеминском и Сокулукском районах. К сожалению, они оказались и последними.

В начале 90-х годов с распадом СССР и переходом на рыночную основу происходит опережающий рост численности квалифицированных рабочих в общей структуре занятых. На этот период в системе профтехобразования имелось 122 профтехучилища с контингентом учащихся более 60 тыс. человек. Подготовка велась по 230 профессиям.

Источник: Музейный комплекс "Сулайман-Тоо". город Ош

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии