Милиция Киргизии в советский период 1917-1919 гг. Ошский отряд Красной Гвардии

Ошский отряд Красной Гвардии Фото: 1920 год

Аннотация: Ошский отряд Красной Гвардии идет на помощь колхозникам(Создан в Оше в июне 1918 из 70 добровольцев-позднее в июле 1919 года в отряд входило уже 160 человек). Поддерживал порядок обеспечивал население в проблемных районах хлебом и продуктами питания.

Информационная справка: В конце 1917 начале 1918 г. во всех городах Средней Азии и Казахстана местные Советы, руководствуясь постановлением НКВД РСФСР «О рабочей милиции» и разработанным Ташкентским Совдепом и утвержденным Турк ЦИК «Положением о Красной гвардии», формируют отряды милиции и дружины самообороны для защиты от массового бандитизма, разгула басмачества. Уже 20 января 1918 года собрание членов «Привокзальной Пишпекской трудовой гарантии» решило образовать свои вооруженные дружины для охраны, гарантированного сохранения достояния общины и общественной безопасности граждан. Дружина состояла из 20 человек, была вооружена 20 винтовками.

В Пишпекском уезде сформировался красногвардейский отряд во главе с А. Гончаровым. Совет объявил запись в Красную гвардию, одновременно выполнявшую милицейские функции, и к началу марта 1918 года здесь уже действовал крупный отряд численностью 200 сотрудников, который оказал большую помощь в установлении и упрочении Советской власти в южных районах Семиреченской области. Одновременно с Пишпекским был создан красногвардейский отряд и в Токмаке. Всего же на территории Туркестанского края, куда входил Кыргызстан, к середине 1918 года в Красной гвардии и отрядах самообороны насчитывалось 11 тысяч человек.

На первых порах отряды Красной гвардии активно включились в борьбу с голодом и разрухой, с басмачеством и прочими контрреволюционными силами.

Руководили вопросами формирования милиции, Красной Гвардией, отрядами самообороны (дружинами) административные отделы Советов народных депутатов. Милиция подразделялась на городскую, губернскую. Низовым звеном аппарата милиции являлся участок во главе с участковым начальником, в ведении которого находились старшие милиционеры и милиционеры.

Таким образом, шел процесс организационного становления форм и методов работы милиции, с частой сменой структуры, обязанностей, подчиненности, что мешало успешной борьбе с правонарушениями и преступностью. Параллельно в городах с населенным свыше 40 тыс. жителей шло формирование аппаратов уголовного розыска, которые на первых порах (1917-19 гг.) существовали самостоятельно, подчиняясь Главному управлению милиции и АдмО местных Советов. Первым начальником Пишпекского уездного ОУР был Имаш Кабеков. Сформированные к концу 1918г. отделения УР в Пишпекском, Токмакском, Пржевальском, и Нарынском уездах изначально действовали не только в городах, но и в сельской местности, сосредоточили свои усилия на борьбе с бандитизмом, госкражами барымтачеством, басмачеством, контрреволюцией.

Штаты ОУР (как и милиции в целом) были малочисленны. Так, в ОУР Ошского уезда к 1 января 1920г. был 21 сотрудник, в Пишпеке-27. Помощь кадрами, методическими пособиями кыргызстанскому угрозыску изначально оказывал центррозыск НКВД РСФСР, осуществлявший общее руководство ОУР на местах.

В период иностранной интервенции и гражданской войны советская рабоче-крестьянская милиция, являясь исполнительным вооруженным органом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, свою деятельность подчинила укреплению советского государства, правопорядка. Совместно с органами ВЧК подавляла вспыхивавшие антисоветские контрреволюционные мятежи, боролась с хищениями госимущества, со спекуляцией. В жестокой борьбе с бандитскими шайками погибли сотни сотрудников милиции угрозыска Кыргызстана и среди них первые начальники милиции Балтыходжа Султанов, Атажан Сулейманов, Газыбай Козубаев.

По мере укрепления советской власти продолжался и процесс становления милиции. 3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому сотрудники милиции не подлежали призыву в Красною Армию и считались прикомандированными к управлениям исполкомов Советов. На НКВД возлагалась обязанность держать в действующей армии 1/3 милиционеров и 1/5 командного состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу.

Кроме общей (уездно-городской) милиции для обеспечения правопорядка в стране были организованы специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 года ВЦИК издал постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», 25 июля 1918 года СНК принял декрет «Об учреждении речной милиции». В конце 1920 года по решению Совета Труда и Обороны вся железнодорожная и водная милиции перешли в распоряжение командующего внутренними войсками республики.

Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать промышленную милицию. Для борьбы с хищениями государственной собственности, активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции, произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК, разрешалось открывать отделения УР городах с населением менее 40 тыс. человек. Угрозыску приходилось проводить предварительное следствие по большинству дел.

В органах милиции создаются научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением в НКВД, Наркомюсте, Наркомздраве.

3 апреля 1919 г. Совнарком РСФСР принял Декрет, «О советской рабоче-крестьянской милиции», изменивший положение милиции и создавший условия для повышения ее боеспособности, укрепления кадров. Декретом предусматривался перевод всех видов милиции на государственный счет. Кроме того, милиционеры и командный состав, подлежавшие призыву в Красную Армию, должны были в качестве армейского резерва оставаться на своих местах прикомандированные к исполкомам местных Советов.

1918-1920 гг. вошли в историю Кыргызстана как годы гражданской войны. Сопротивление советской власти приняло форму кулацких мятежей и басмаческого движения. Начало басмаческому движению в Ферганской области, куда по административно-территориальному делению входила вся южная часть Кыргызстана, положили события в Коканде. Совнарком Туркестана, видя, что Кокандское автономное правительство все больше получает одобрение и поддержку коренного населения Туркестана, объявил автономное правительство вне закона, изъял из банков деньги, наложил запрет на ввоз продовольствия, что вызвало недовольство среди населения, выступившего против советской власти. В конце февраля 1918 г. после ожесточенного сопротивления Красной Армии, защитники автономии были разбиты. Уцелевшие защитники во главе с начальником милиции Иргашем бежали из Коканда. Красноармейские отряды, захватившие Коканд, учинили массовый террор, что создало прецедент для сплочения мусульманского населения против советской власти. Они поднялись на борьбу, под лозунгами «За свободу Туркестана от России и большевиков», «За Туркестан без притеснений», «Туркестан – туркестанцам». К началу 1919 г. басмаческие отряды (включая Иргаша), контролировали, за исключением городов, почти всю Ферганскую долину. Используя сложную военно-политическую обстановку, забитость населения, религиозный фанатизм духовенства, главари басмачей сумели привлечь на свою сторону часть трудового населения, недовольного хозяйственными и политическими мероприятиями советской власти: запрещением торговли на базарах, монополизацией земли, конфискацией хлопка, ростом бесправия, безработицы, дороговизны, отменой законов шариата. Широкая поддержка почти всех слоев коренного населения на начальном этапе басмаческого движения в Ферганской области способствовала победам, басмаческих отрядов, уверенных, что ведут борьбу за освобождение и национальную независимость. Наиболее опасными врагами Советской власти в это время стали Мадаминбек и главарь «крестьянской армии» эсер Монстров. Общая численность их частей составила почти 5 тысяч человек, на вооружении имелись 2 пушки, 13 станковых и 11 ручных пулеметов.



Чтобы удержать Советскую власть в крае, 11 августа 1919 г. был организован Туркестанский фронт, в Среднюю Азию отправилась из Москвы правительственная комиссия по делам Туркестана (Турккомиссия). Изучив положение дел в Ферганской долине, комиссия пришла к выводу о необходимости коренным образом изменить тактику борьбы с басмачеством. Были приняты меры к трансформированию политики местных органов власти, особенно по национальному вопросу, представители коренной национальности стали широко вовлекаться в советское строительство. Возродились суды казиев, вакфы, что произвело благоприятное впечатление на верующих мусульман. Объединенные силы белогвардейцев и басмачей после упорных боев в начале сентября 1919 г. захватили грода Джалал-Абад и Ош. При обороне Оша геройски погибли милиционеры Абит Туйчиев, Султан Исматуллаев и Сали Михманбаев. 26 сентября г. Ош был освобожден частями Красной Армии и бойцами Ошской уездно-городской милиции. 30 сентября был освобожден г. Джалал-Абад.

В результате решительных военно-оперативных мер, в сочетании с широкой разъяснительной работой среди коренного населения, стало расти отрицательное отношение местного населения к басмачеству, которое к началу 1920 годы переродилось из национально-освободительного движения народов Туркестана, в политический экстремизм, бандитизм, в гражданскую войну. На сторону Советской власти переходят как отдельные басмачи, так и целые отряды вместе с главарями. Однако, несмотря на начавшееся разложение в басмаческих рядах, отдельные отряды чинили зверские расправы, разрушали промышленные предприятия, коммуникации, железнодорожные сооружения, грабили и убивали мирных жителей. С особенной жестокостью басмачи расправлялись с попавшими к ним в руки красноармейцами и сотрудниками милиции, членами отрядов самообороны.

Жестокий террор со стороны таких басмаческих главарей, как Муэтдин, Хал-Ходжа, Курширмат, Нурмат, Аширбек и др. по отношению к мирному населению заставил дехкан взяться за оружие для защиты своих кишлаков, вступать в отряды самообороны и милиции. Басмаческие банды, лишившись поддержки населения и помощи извне, с конца 1922 г. повсеместно сдавались Советской власти. XII Всетуркестанский съезд Советов (январь 1924 г.) отметил, что «басмачество уничтожено совершенно, как политическая сила, а остатки его носят чисто бандитский характер».

СНК Туркестанской АССР 27 апреля 1920 года утвердил «Положение о Советской власти». В соответствии с ним допускался прием на службу в милицию юношей в возрасте 19 лет, запрещалось принимать лиц, состоявших под следствием; по суду ограниченных в правах; применяющих наемный труд с целью увеличения прибылей, живущих на нетрудовые доходы торговцев и торговых посредников, служителей религиозных культов, бывших чинов жандармских отделений полиции. Органам милиции в те годы приходилось вести напряженную борьбу c так называемой барымтой – насильственным угоном скота, в котором участвовали целые роды и племена. Согласно обычному праву кочевников, барымта являлась средством наказания за неуплату долга, оскорбление или убийство.
В ликвидации барымты велика роль милиции Кыргызстана. В 1921-1928 годах главное направление было взято на выявление преступных групп, мест сбыта ворованого скота. Были созданы ударные группы уголовного розыска по борьбе со скотокрадством, опиравшиеся в своей работе на сельские караулы, добровольные караульные группы (дружины).

28 апреля 1924 г. Среднеазиатское бюро ЦК РКП (б) приняло постановление о размежевании региона по национально-территориальному признаку. 14 октября 1924 г. II сессия ВЦИК СССР утвердила постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании. Коренные народы Средней Азии обрели свою государственность в составе РСФСР. Была образована Кара-Киргизская автономная область, в 1925 году переименованная в Киргизскую автономную область (КАО). Временным органом высшей государственной власти на территории Кыргызстана 21 октября 1924 г. был определен Революционный комитет (Ревком) Кара-Киргизской автономной области, председателем его назначен И. Айдарбеков.

1 ноября 1924 года ревком ККАО образовал административный отдел во главе с И. Тойчиновым, куда входило и управление областной милиции. На основании постановления президиума ревкома ККАО от 8 декабря 1924 года, Аркадий Павлович Арумов вступил в должность первого начальника областного управления милиции и одновременно заместителя начальника областного адмотдела( ЦГА КР,ф.1428,оп.1.л.11,л.2.). Областной административный отдел состоял из подотделов: общей милиции, уголовного розыска, мест заключения.

Становление кыргызской милиции проходило в трудных условиях: не было грамотных кадров, транспорта, криминалистической техники, скудная зарплата выдавалась не вовремя. Так, в материалах проверки низовых органов милиции отмечается, что например, Ошская окружная милиция укомплектована сотрудниками милиции на 75% из них 80% неграмотны, нет средств передвижения, кримтехники, милиционеры вооружены трофейными винтовками японского производства времен русско-японской войны (ЦГА КР.Ф.1428.оп.1.д.23.л.23). Одновременно с образованием областной милиции, шел процесс формирования уголовного розыска. В целях укрепления рядов милиции проверенными людьми в газетах периодически публиковались списки лиц, принимаемых на службу в милицию, чтобы каждый мог высказать свое мнение о них, предупредить от проникновения в милицию лиц, уличенных в злоупотреблениях.

С первых же дней существования милиции Кыргызстана в основу ее деятельности было положено соблюдение принципа законности и дисциплины. Однако экономические трудности крайне отрицательно сказывались на работе милиции о чем свидетельствует выдержка из рапорта старшего агента УР Токмакского района Садвакасова в окружной УР (1925) «…Нет технических средств и вооружения на обслуживание обширной территории района. Нет возможности конвоировать арестованных на подводах. Нанять «вольные» подводы нет средств. Нет оружия. Местные власти не оказывают никакого содействия в работе. Нет инструкций, кодексов, действуем по собственным планам. В случае неоказания помощи прошу освободить меня от обязанностей ст.агента УР (ЦГА КР,ф.127,оп.2,д.24,л.256).

Источник: Музейный комплекс "Сулайман-Тоо". город Ош