При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Храм Покрова Божьей Матери село Чалдовар Фото 1990 год
Село Чалдовар было основано семьями нескольких десятков переселенцев в 1876 году. Село очень быстро росло: в 1895 году здесь было 1 102 человека, в 1909 году – 1 894, а в 1912 году – в 225 дворах проживало 2 064 человека [1:67].

В 1889 году в Чадоваре была построена «на отпущенные из казначейства суммы» и освящена владыкой Неофитом в честь Покрова Божьей Матери каменная большая красивая церковь из жженого кирпича в форме креста. Настоятеля долго не было. Изредка сюда приезжал служить отец Иоанн Харламов из Мерке, изъявлял свое желание священствовать в Чалдоваре учитель местного церковно-приходского училища. Священник по штату в этот приход предусмотрен не был, а значит, вся забота о содержании причта ложилась на плечи прихода. Крестьяне же, по словам епископа Неофита, посетившего чалдоварский приход в 1890-м году, «Харламову для приезда-отъезда подвод не дают, священника просят, а содержать его не хотят». В этот же приезд владыка посоветовал обнести церковь оградой и обсадить деревьями, заметил, что «икон маловато, набраны где попало и размещены, как попало». Очевидно, что без руководства священника прихожане не слишком умело заботились о своей церкви. Владыка Неофит ходатайствовал о Чалдоварском приходе перед Синодом, и в 1891 году штат для него был открыт.

В конце XIX века настоятелем в Чалдоварскую церковь был назначен о. Александр (Никольский), ставший впоследствии благочинным церквей Пишпекского благочиния. В начале XX века здесь служил о. Иоанн (Гранитов). До нас дошло интересное воспоминание этого священника о престольном празднике в селе Чалдовар в 1906 году: «…Уже накануне с самого утра стали замечаться повозки с богомольцами из дальних поселков – Лугового, Подгорного и Беловодского. Наибольше же поселок оживился с полудня: повозки с приезжающими […] тянулись вереницей, а вместе с ними задвигались и богомолки – старушки-пешеходы. Идут многие, не зная, где остановиться на ночлег, не только родных, но и знакомых нет, одна здесь думка-надежда на добрых людей поселка; и такими добрыми оказались все чалдоварцы: не было такого двора, где не звали бы гостя-незнакомца. [...]
В своем церковном торжестве чалдоварцы по приглашению местного священника не забыли бедняков – они пожертвовали на братскую трапезу для погорельцев Сызранцев 78 руб. 31 коп., каковые и направили по назначению.

Церковное торжество началось служением Всенощного Бдения. Церковь, старанием старосты, приняла праздничный вид […] Иконы праздника – две большие и одна малая – убраны были густыми венками из живых цветов, принесенных мальчиками и девочками учениками […] Служение начал меркенский священник о. Василий Никольский, на литию же и полиелей выходили 3 священника и 2 диакона – небывалое здесь число священнослужителей. [...] Пение стройное исполнялось на двух клиросах – на правом пели Чалдоварские певчие, а на левом Карабалтинские.
Молящихся было так много, что храм, несмотря на то, что был в свое время трудами священника о. Александра Никольского расширен, не мог вместить и половины их. Все вместе со священнослужителями стояли с зажженными свечами [...] После величания был прочитан акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Всенощное бдение окончилось довольно поздно, но темнота ночи около храма разгонялась светом фонарей, которыми был иллюминован храм снаружи. С восходом солнца народ густыми толпами стал направляться к храму [...]. Было исполнено желание прихожан править службу так, как правили у них на родине – совершен был вокруг церкви крестный ход. После заамвонной молитвы местным священником было произнесено приличествующее празднику поучение [...]. Начавшийся так прекрасно христианский день прошел в спокойной дружеской беседе хозяев с гостями, того пресловутого пьянства, которое многие любят навязывать простому русскому народу, не было и в помине» [2:100-102].
C 1908 года настоятелем Покровского собора в селе Чалдовар был о. Андрей (Волков).

С установлением советской власти богослужение продолжалось до 1940 года, пока храм не был закрыт местной властью. Здание долго пустовало, в 1942 году было передано ветеринарному институту, затем в нем последовательно располагались склад, спортзал, кинозал, клуб. Внутри церкви никаких переделок целенаправленно не производилось, но уже через 5 лет в постройке произошли значительные изменения. По словам очевидцев, в конце 40-х годов колокольня была разрушена, поперечный неф, боковые пристройки и крыльца уничтожены, частично разрушены перекрытия, окна до середины замазаны глиной. При храме тогда еще имелись «два дома, построенные на средства верующих для жительства духовенства».

Восстановление прихода началось в июле 1990 году, когда в Чалдоваре была образована община. 12 июля 1990 года, на основании решения сельских сходов жителей села Чалдовар, исполком Фрунзенского сельсовета народных депутатов решил здание клуба швейного объединения «1 Мая» (бывший храм) передать Русской Православной Церкви. В ноябре того же года православная община в селе Чалдовар получила регистрацию, и ей было передано храмовое здание.

Настоятелем Чалдоварского храма в 1992 году по собственной инициативе становится бывший клирик Среднеазиатской епархии Владимир Клипенштейн, который в ноябре 1991 года перешел в юрисдикцию немецкого благочиния Русской Православной Церкви Заграницей. Согласно указу архиепископа Берлинского и Германского Марка, ему вменялась в обязанность «особая забота миссионерской деятельности среди русских немцев». Согласно свидетельству №1 от 9.02.1993, Владимир Клипенштейн в Чуйском областном управлении юстиции регистрирует Чалдоварский приход как «Православную общину […] Русской Православной Церкви Заграницей».

Какое-то время приход благоустраивался. В феврале 1994 года были освящены и водружены на колокольню 9 бронзовых колоколов, самый большой из которых – 660 кг. Медь для колоколов выделил завод «Кыргызкабель», а отливали их в Челябинске [4:1]. Но вскоре в приходской жизни начались конфликты. Количество прихожан снизилось до 5-7 человек. Многим чалдоварцам, несогласным с позицией В. Клипенштейна, приходилось ездить в храм села Панфиловка, многие обращались с просьбами о возвращении прихода в Русскую Православную Церковь. На приходском собрании общины Русской Православной Церкви Заграницей при храме Покрова Пресвятой Богородицы села Чалдовар 31 октября 1998 года рассматривался вопрос о ликвидации этой общины. «Мы много лет ходили в этот Храм, – говорили прихожане, – и не знали, что наша община зарегистрирована как зарубежная. Мы находились в заблуждении […], мы не хотим находиться в зарубежной церкви, а будем ходатайствовать о подчинении этого храма и общины верующих Московской Патриархии». Решением этого собрания община РПЦЗ была ликвидирована.

Епископ Евтихий, управляющий Ишимско-Сибирской епархией РПЦЗ, в ведении которой находился в это время Чалдоварский приход, уволил Владимира Клипенштейна за штат, указом от 28 декабря 1998 года упразднил общину и открыл в Чалдоваре православную миссию-приход Иконы Божьей Матери «Утоли моя печали». Назначив настоятелем в этот новый приход иеромонаха Савву (Богдана), епископ Евтихий предложил церковному совету храма Покрова Божьей Матери передать вновь образуемому приходу все движимое и недвижимое имущество (кроме храмового здания) по описи.
В 1998 году в Покровский храм в селе Чалдовар владыка Владимир, архиепископ Среднеазиатский и Бишкекский, назначил нового настоятеля. В 1999 году храм и недостроенное здание на территории церкви снова перешли в собственность Русской Православной Церкви, прихожане в большинстве своем также вернулись под омофор Московского Патриархата. Однако, лишенный сана инициатор раскола Владимир Клипенштейн оставался в Чалдоваре со своими послушниками, какая-то часть верующих посещала его, кто-то ходил на богослужения иеромонаха Саввы, и потому нормальная приходская жизнь никак не могла восстановиться. Как докладывал в 1999 году новый настоятель (Московского Патриархата) иерей Сергий (Коростелев), «общину будоражит неустроенность и разобщенность».

Из-за всех этих событий до 2000 года никаких значительных работ по восстановлению храма не производилось. Значительная часть документации о деятельности прихода исчезла. Церковная территория не была огорожена, и потому вокруг храма пасся скот. Здание церкви находилось в аварийном состоянии, перекрытия и стены нуждались в ремонте и отделке, не было иконостаса, часть церковного имущества исчезла, среди прочего – богослужебные сосуды и утварь. Если при В. Клипенштейне в алтаре по описи было 25 единиц разного имущества, то в 1998 году – 10 наименований. О. Сергию (Коростелеву), чтобы начать службу в храме пришлось заново сооружать жертвенник и престол, заказывать облачения, приобретать богослужебные книги и сосуды. Иконы, книги и церковную утварь в Чалдоварский храм жертвовали священники из других приходов Киргизии.
С 2000 по 2004 год в храме, благодаря пожертвованиям благотворителей и финансовой помощи, оказанной епархией, велись восстановительные работы. Были реконструированы купол и колокольня, украшен интерьер. В недостроенном двухэтажном здании сельсовета, переданном приходу еще в 1995 году, расположились административные помещения. Большое участие в восстановлении прихода принимали председатель сельсовета В.Я.Захарченко, Т.А. Подгорецкая, В.Р. Баранов и многие другие жители Чалдовара. Помощь также оказывали предприятия: Каиндинский завод «Кыргызкабель», Беловодский кирпичный завод, АКХ «Нива», СПКХ «Ашмара».

К сожалению, памятник архитектуры XIX века восстанавливался без предварительного обследования специалистами, без составления проекта реставрации и, к тому же, недобросовестными рабочими, допустившими много ошибок при проведении строительных работ. Но в целом, Покровский храм в селе Чалдовар сохраняет первоначальный облик, и свидетельствует о замечательных качествах, которые мог демонстрировать так называемый «русский стиль»: ясность силуэта, компактность объемов, соразмерность пропорций. Скромный декор из колонок в виде удлиненных балясин, простые, ничем не украшенные окна с арочными завершениями, небольшие луковки над восьмигранными шатрами колокольни и главного купола создают образ, исполненный скромности и достоинства, как это и подобает сельскому храму.

Библиография: Е.Е. ОЗМИТЕЛЬ - Православные храмы Киргизии.

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии