При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Машина ГАЗ-12 ЗиМ во дворе Киргизского Государственного университета Фото: 1950-е

Информационная справка: Вскоре после победного завершения Великой Отечественной войны стало ясно, что державный ЗиС-110 не закрывает растущие претензии советской бюрократии на престижное транспортное средство. Требовался представительский автомобиль попроще - для многочисленных «слуг народа» пониже рангом. Горьковский автозавод получил ответственное правительственное задание, и начались работы по параллельной (по отношению к «сто десятому») модели.

Конструкторское бюро ГАЗ возглавлял тогда А.А.Липгарт (под руководством которого создавалась «Победа»), а ведущим конструктором новой модели стал Н.А.Юшманов. Неординарный автомобиль (заводской индекс ГАЗ-12) получил известность как ЗиМ – одна из легенд советского автопрома. Строго говоря, «Победа» М-20 тоже ЗиМ - изделие завода им. Молотова. Как и грузовик ГАЗ-51… Однако такое обозначение закрепилось лишь за 7-местным лимузином образца 1950 года.

Спереди ГАЗ-12 выглядел как обобщенный «дорожный крейсер» конца 40-х. 02. Капот ЗиМа откидывался на обе стороны – как удобней.
Новый ЗиМ обозначил собой очередной этап в развитии автомобилестроения – не только советского. Первый в мире 7-местный лимузин с несущим кузовом – не просто так. Жесткая и легкая (по сравнению с кузовом на раме) конструкция. И хотя под американской маркой Nash полногабаритные седаны с несущим кузовом серийно выпускались с 1941, модель Горьковского автозавода стала беспрецедентным событием. В начале 50-х никто в мире не решался на безрамную архитектуру автомобиля с колесной базой длиной аж 3200 мм. Только в 1958 появился грандиозный Lincoln (колесная база 3327 мм) с несущим кузовом. А ГАЗовские новаторы рискнули гораздо раньше, - и ЗиМ удался. И что характерно, автомобиль выпускали почти исключительно в черном лакокрасочном покрытии (кроме ГАЗ-12Б «скорой помощи» светло-кремового цвета и светло-серых таксомоторов).

Под капотом (со своеобразной двойной навеской) разместился двигатель ГАЗ-11, восходивший к 6-цилиндровому Dodge D5, лицензию на производство которого приобрели еще в довоенные годы. Американскую конструкцию «русифицировали» (перевели размерность из дюймовой в метрическую систему): при диаметре цилиндров и ходе поршней 82 х 110 мм рабочий объем рядной нижнеклапанной «шестерки» равнялся 3485 «кубикам». Степень сжатия 6,7, максимальная мощность – 90-95 л.с. при 3600 мин-1. И между прочим, ЗиМ стал первым отечественным автомобилем с 12-вольтовой электросетью. Тоже новаторское решение. Коробка передач ручная 3-ступенчатая с синхронизаторами на II и III (переключение «кочергой» на рулевой колонке), в заднем ведущем мосту гипоидная главная пара. Радикальным новшеством стало применение гидромуфты вместо обычного маховика - перед однодисковым сцеплением. Видимо, по образу и подобию крайслеровской FluidMatic: гидромуфта позволяла трогаться с места без выжима сцепления и останавливаться на светофоре без включения «нейтрали». Прообраз гидромеханических «автоматов», которые в 50-е стали все шире применять на легковых автомобилях – не только американских.

Снаряженный ЗиМ весил всего лишь 1940 кг и с места до 100 км/ч мог разогнаться (по позднейшим испытаниям) за … 37 сек. Грешно смеяться – в начале 50-х никому и в голову еще не приходило замерять время разгона. Максимальная скорость - 120-125 км/ч, а «сотню» лимузин мог держать на приличном шоссе сколь угодно долго. И кстати, ГАЗ-12 отличался довольно-таки ровным и плавным ходом – не в последнюю очередь благодаря внушительному весу автомобиля. В 1950-59 выпустили 21,5 тыс. экземпляров замечательного автомобиля. Не так уж мало – в разы больше, чем за все время ЗиЛовских «членовозов» и «Чаек» двух поколений в общей сложности. ГАЗ-12 использовали как такси, а также в качестве автомобиля «скорой помощи». И кстати, продавали всем желающим – по цене в 40 тыс. руб. (еще тех, до реформы 1961).

Из семейного фотоархива: А.И Марусича

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии