При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Мавзолей Хазрат и Асаф. город Ош. Фото 1899

Сулейман-гора (Сулейман-Тоо, трон царя Соломона). Находится в центре города Ош. По форме гора представляет собой пятиглавый известковый останец длиной более 1140 м. и шириной 560 м, по подошве, вытянутый с запада на восток. Гора имеет несколько вершин, самая высокая из которых, Рушан-Таг. Буура-Таг или Сулайман-Тоо вершина, давшая название всей горе. На ее площадке находятся однокамерная мечеть Тахт-и-Сулейман или «домик Бабура», памятник эпиграфики XI века. Выделяются Шор-Таг («белая солевая макушка») получившая название из-за белой шапки высолов, Ээр-Таг седловидная вершина, поэтому и переводится как «гора - седло», Каттама-Таг («слоистая гора») и Кекликучар («вершина, где летают кеклики»). До XVI Сулейман гора носила имя Бара-Кух.

Легендами и народными преданиями Сулейман-гора считается священной с незапамятных времен. Ее склоны и подножия изобилуют историческими памятниками прошлого - от эпохи неолита до периода позднего средневековья.
Название Тахти и Сулейман (Трон Сулеймана) гора получила после того, как у ее подножия был похоронен мусульманский пророк - Сулейман-шейх.
Уже в X веке к этой горе тянутся паломники со всей Азии, ибо с незапамятных времен считается, что именно здесь пророк Сулейман обращался к богу, а на камнях остались отпечатки его лба и колен. Над этим святым для каждого мусульманина местом Мухаммад Захириддин Бабур (1483-1530 гг.), правнук Тимура и основатель династии Великих Моголов, построил небольшую худжру (келью) с михрабом, на месте которой в наши дни высится белокаменная мечеть и воссозданный по архивным источникам "домик Бабура". По преданиям именно на этой горе женщина может просить бога в ниспослании ей ребенка, а на вершину ведет легендарная "тропа испытания", по которой, согласно легендам, никогда не сможет пройти ни одна неверная жена.

Гора славится своими пещерами, вход в каждую из которых обрамлен гротом. Всего их семь. Большинство названий вершин на тюркском языке, но сохранились и иранские названия. Чакатамар, от слова «чакка», протекать, капать. С потолка этой пещеры капала вода, проходившая по капиллярным трещинам горы. Вход - неглубокий грот, с отверстием в глубине, в которое можно проникнуть только ползком. Выход из пещеры, такое же круглое отверстие в 6-7 м от входа. Считается целебной. Еще одна пещера Тепеункур («пещера на верхушке»). Спуск в нее почти вертикален. Следующая пещера имеет двойное название Чильтен-хана или Тешик-таш («дырявый камень»), в ней три входа. Четвертая, небольшая пещера Ишен-Ункур - играет роль своеобразного домика для размышлений (худжры). Пятая пещера Руша-Ункур или пещера Орлов, самая большая из пещер. Состоит из двух ярусов. В настоящее время здесь устроен музей. Притягает взоры красивыми, как каменное кружево сводами пещера Хуркыз - обиталище «гурии». По преданию здесь обитает дух небесной гурии. Последняя пещера находится с северной стороны в недоступном месте, не изучалась и названия пока не имеет.
В 1956 году были проведены раскопки в пещере Руша Ункур (ныне один из залов пещерного комплекса Ошского объединенного историко-культурного музея заповедника). В результате раскопок была обнаружена целая коллекция каменных орудий труда периода позднего неолита. Коллекция эта хранится в Ошском музее-заповеднике.

Сотни петроглифов высечены на скалистых выходах горы, каменных плитах, на стенах пещер и гротов. Древнейшие из петроглифов выполнены несколько тысячелетий назад.
Есть среди наскальных изображений и целые надписи. Наиболее известная из них находится на южной стороне первой вершины Сулейман-горы. Выполнена она куфическим шрифтом и содержит имя саманидского эмира Насра ибн Ахмеда и дату - 329 год хиджры (940-941 гг.).

У юго-восточного основания горы расположен Мавзолей Асаф-ибн-Бурхия. Это памятник XVIII века. По мусульманской легенде, он возведен над могилой визиря царя Сулаймана. Исследования показали, что он построен на месте сооружения X-XI века. Относится к ферганской архитектурной школе. Входная ниша портала богато украшена орнаментами. Однокамерная мечеть Тахт-и-Сулайман на вершине горы относилась к XVI веку. В 1963 году была взорвана. Была восстановлена в 1991 при помощи сохранившихся материалов. Мечеть Рават-Абдуллахана датируется XVI веком. От нее сохранилась только южная часть с молельным залом. В настоящее время она реставрирована. Средневековая баня, раскопанная археологами, существовала, очевидно, в ХI по XIV века. Находится у восточного подножья горы. С севера и юга Сулайман-Тоо обтекают два канала. Они также считались священными - это Джупас-арык и Джаннат-арык. На Джупас-арыке до сих пор работают водоподъемные колеса - чигири, мало, чем отличающиеся от средневековых. К сожалению, в настоящее время большая часть культурного наследия горы, уничтожена из-за отсутствия научных исследований и планов управления памятником.

По данным археологических раскопок на склоне Сулейман-горы около 3000 лет назад существовало поселение, по многим признакам схожее с памятниками Чустской культуры эпохи поздней бронзы. Во времена расцвета Шелкового Пути, одна из главных ветвей которого проходила из Китая через Алайский хребет в Ферганскую долину. Здесь в мирном соседстве селились жрецы восточных культов: тенгрианства, зороастризма, буддизма и манихейства. Сулайман-Тоо вошла в историю, видимо, в неолите, осваивалась в эпоху бронзы, функционировала в качестве культового места в средние века, причем до XX века развитие было поступательным.
Легенда

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии