Исторические личности: Нагима Айтматова с детьми

Нагима Айтматова с детьми. Город Ош. Фото: 1932 год

Биографическая справка:Нагима Хамзеевна Абдулвалиева. Нагима родилась 7 декабря 1904 года в г. Караколе в семье купца 2-ой гильдии Абдувалиева Хамзы, уроженца г. Казани. В середине 19-го века тринадцатилетний сирота Хамза с торговым караваном прибывает на Иссык-Куль и нанимается на работу к богачу в г. Каракол.

Трудолюбивого, исполнительного, смышлённого мальчика, к тому же умеющего читать и писать на арабском, русском и родном татарском языках, хозяин со временем назначает приказчиком. Предприимчивый Хамза, разбогатев, открывает магазин и, взяв у русских напрокат повозку с лошадьми («ат араба»), привозит из России мануфактуру, и сам развозит, продаёт товар по аилам, сёлам. Умный, честный, справедливый и общительный Х. Абдувалиев пользуется уважением среди населения, предпринимателей и вскоре становится купцом 2-ой гильдии г. Каракола.

Встретив зеленоглазую, белолицую, русоволосую красавицу Газизу, дочь богача из знатного татарского рода, Хамза просит у родителей её руки и вскоре женится. Воспитанная в лучших традициях татарской мусульманской семьи, с мягким характером, Газиза рожает любимому мужу восьмерых детей: четырёх мальчиков и четырёх девочек. Нагима была шестым ребёнком в семье. Родители считали необходимым дать детям хорошее образование. Все учились в мусульманской, затем в русской школе. Росли дружными, в глубоком почтении к родителям. Старшие заботились о младших, друг к другу обращались на «вы». По окончании школы братья продолжали учиться коммерческому делу в Узбекистане, а Сабыр Хамзеевич учился в Германии, Франции. Братья знали иностранные языки, были передовыми, прогрессивными людьми.

Отец Нагимы построил в Караколе большой двухэтажный дом, магазин, вырастил фруктовый сад, который в народе называли «Садом Абдувалиева». В 1919 году дом с садом был передан в государственное владение, а в 1925 году в этом доме была открыта первая в Караколе советская школа-гимназия, где учились внуки Абдувалиевых.

В 1925 году Нагима, окончив II ступень русской школыгимназии, подаёт документы в медицинское училище. Однако ей отказывают в приёме документов, ссылаясь на социальное происхождение. Взяв с неё слово, что она будет честно работать на советскую власть, её принимают на работу. Она оканчивает курсы стенографии, вступает в комсомол, работает зав. отделом Каракольского (кантонного) комитета комсомола.

С Торокулом она познакомилась на краткосрочных комсомольских курсах в Пишпеке. Он работал заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Киробкома ВКП (б). Затем его направляют секретарем Караколо-Нарынского окружкома ВКП (б). В г. Караколе судьба сводит Торокула и Нагиму. 3 сентября 1926 г. они регистрируют свой брак.

В начале 1927 года молодые переезжают в Джалал-Абад, где Нагима работает секретарем горкома комсомола, а позже — секретарем Джалал-Абадского исполнительного комитета. В те годы районы Джалал-Абадского и Ошского округов, где Т. Айтматов возглавлял партийные органы, были социально и политически наиболее напряженными областями Киргизии. Талантливый организатор, политически грамотный оратор со знанием местных и русского языков Н. Х. Айтматова проводила политику партии по раскрепощению женщин-мусульманок, воспитанию молодежи в духе патриотизма, идей социализма. Выполняя лозунг партии «Худжум», т. е. «Наступление», что означало штурм вековечных устоев отсталого патриархального-родового быта, затворничества женщин, Нагима Хамзеева вела борьбу с калымом, многоженством, ранними браками, продажей детей, девушек и женщин, домашним насилием, преследованием женщин — узбечек, снявших паранджу и т. д. Круг её забот был широк. Это борьба с темнотой и неграмотностью женщин, организация женских клубов, красных юрт, школ ликбеза, консультаций по разъяснению прав женщин и врачебно-акушерской помощи. Это активное вовлечение девочек в пионерские и комсомольские организации, создание детских площадок, детсадов, школ-интернатов, артелей. Это выдвижение женщин в комсомольские, профсоюзные, судебные, исполнительные и партийные органы и т. д. Только за 1928 год в Джалал-Абадском кантоне, благодаря ей было создано 5 артелей, с охватом 96 женщин кыргызок, узбечек, таджичек.



10 ноября 1927 г. Нагима Хамзеевна избирается членом районной комиссии по проведению земельно-водной реформы. Вокруг реформы разгорается острая классовая борьба. Баи и реакционное духовенство использовали клевету, подстрекательства, запугивание бедноты, чтобы помешать реформе. Они скрывали действительные размеры земельных наделов, раздавали их родственникам или зависящим от них лицам. Некоторые земельные комиссии, пользуясь неграмотностью женщин, скрывали от них их право на землю.

Нагима Хамзеевна активно защищала права женщин, вела борьбу за наделение женщин землей и водой, разъясняла закон о реформе, добивалась отмены неправильных решений комиссий.

Газета «Советская Киргизия» от 19 января 1928 г. сообщала, что «сотни женщин Джалал-Абадского кантона 8 марта и 1 мая сбрасывали в костер паранджу, вступали в комсомол, записывались в школы ликбеза, артели.

С 1931 по 1933 год Нагима Хамзеевна работает заведующей женским отделом Араван-Бууринского исполкома. Она близко к сердцу принимает все невзгоды земляков, помогает им во всех житейских проблемах, в трудоустройстве, обучении и лечении, вносит конкретные предложения по улучшению их положения в советские и партийные органы.

В семейной жизни Айтматовых наступают знаменательные события. 12 декабря 1928 г. рождается сын — Чингиз, 8 февраля 1931 г. — Ильгиз, 15 декабря 1934 г. рождается двойня — крепкий, здоровый мальчик и слабенькая девочка. В честь революции 1917 года им дают имена: мальчику — Рево, девочке — Люция. По кыргызским обычаям бабушка Айымкан, мама Торокула, забирает внука в аил Шекер. К сожалению, малыш в шестимесячном возрасте простудился и умер.

С 1935 по 1937 год Торокул Айтматов учится в Москве, в Институте красной профессуры, где готовились кадры партийных и советских работников. Слушатели института проживали со своими семьями в центре Москвы, на ул. Воровского, 25. Большое внимание уделялось воспитанию членов семей, особенно детей. Для неграмотных работников обслуживающего общежитие персонала, были организованы курсы ликбеза, куда ходили и дети дошкольного возраста. На летние каникулы семьи с детьми выезжали в подмосковные деревни, где жизнь была, как и у всех простых людей. Ели ржаной хлеб, кашу, работали на огороде, читали, смотрели кинофильмы тех лет: «Мы из Кронштадта», «Чапаев», «Дети капитана Гранта», воспитывались в духе интернационализма.

Ильгиз уже в 6-летнем возрасте умел читать. Благодаря газетам, радио, дети знали, что происходит в стране, мире. В Испании в то время шла гражданская война между республиканцами и фашистским режимом, в Китае тоже шла гражданская война и война против японских оккупантов. Уже в те годы имена Чанкайши, Муссолини, Франко были знакомы и детям.

8 марта 1937 года у Айтматовых родилась дочь, которую назвали Розеттой в честь известной героини-партизанки испанских республиканцев. Имена Люция и Розетта не были данью моде. Это была глубокая вера родителей в идеалы революции и интернационализма.

Источник: Архив Кыргызского государственного мемориального дома-музея М.В. Фрунзе