При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Молодежь Пржевальска у кинотеатра "Иссык-Куль" Фото: 1978 год

Историческая справка: Первый кинотеатр принадлежал предприятию братья Пате и ко. (Французские предприниматели в индустрии кино, которые в свое время выпустили много фильмов во Франции и первыми изучили макросъемку через микроскоп.) в Бишкеке.

Процесс становления кыргызского кино был сложным и поэтапным. В Пишпеке, еще до установления Советской власти существовала киноустановка. В последующие годы Советской власти в Киргизии начинают строить небольшие кинотеатры. В самом конце 30-х годов во Фрунзе создается корреспондентский пункт Ташкентской студии «Союзкинохроники». На этой студии выходит киножурнал «Советская Киргизия». Его можно считать родоначальником кыргызского кинематографа. Корпункт «Союзкинохроники» просуществовал всего 3 года. В 1941 году он был преобразован во Фрунзенскую студию кинохроники. В тяжелые годы войны все сюжеты киножурнала «Советская Киргизия» были посвящены героическим подвигам солдат, которые сражались на фронте, и людям, трудившимся в тылу в помощь советской армии. В послевоенные годы сюжеты киножурнала в основном были о Советской власти, о пропаганде социалистического образа жизни. Одними из наиболее значимых хроникальных фильмов того времени являются «Киргизия в дни Отечественной войны», «Советская Киргизия», «В долине Суусамыр». Большой вклад в создание киножурнала внесли режиссеры – Д. Эрдман, М. Варейкис, И. Герштейн, операторы – А. Барковский, Г. Николаев, И. Колсанов, монтажеры – А. Корыткина, С. Иванов.

Днём рождения кыргызского кино считается 17 ноября 1941 года, когда был подписан указ о создании «Фрунзенской студии кинохроники», позже переименованной в студию «Кыргызфильм». Первый кыргызский цветной фильм был снят в 1955 году и назывался «Салтанат».
Признанными мастерами кыргызской киноклассики являются актёры Муратбек Рыскулов, Болот Бейшеналиев, Таттыбубу Турсунбаева, Суймонкул Чокморов, режиссёр Толомуш Океев. Благодаря произведениям мастеров кинематографа в 70-е годы возникло «кыргызское чудо».

В 1955 году на базе киностудии «Мосфильм» был снят первый киргизский художественный фильм «Салтанат» режиссера В. Пронина. В 1956 году Фрунзенская киностудия хронико-документальных фильмов постановлением Совета Министров Киргизской ССР преобразована в студию художественно-документальных фильмов. В этот период снимались такие фильмы как «Моя ошибка» (1958, реж. Кобызев), «Легенда о ледяном сердце» (1958, режиссеры Сахаров, Шенгелая), «Девушка с Тянь-Шаня» (1960, реж. Очкин). Огромный вклад в становление кыргызского кино внесло творчество Чингиза Айтматова. По его произведениям и сценариям сняты фильмы «Перевал» (реж. Сахаров), «Зной» (реж. Шепитько), «Первый учитель» (реж. А. Кончаловский). В основе произведений Айтматова лежат простые жизненные истории людей, пронизанные трогательными, чистыми человеческими отношениями. Может быть поэтому зрители полюбили эти добрые, искренние фильмы.

В начале 60-х дебютируют выпускники ВГИКа Убукеев, Океев, Шамшиев, Базаров. Именно благодаря их работам, 60-е годы отмечены расцветом национального кинематографа. Первый фильм Убукеева «Трудная переправа» был удостоен Диплома 1 степени за лучшую режиссерскую работу. Картины Океева «Небо нашего детства», «Поклонись огню», «Лютый», «Красное яблоко» также побеждали на международных конкурсах. В 1967 году Базаров снимает фильм «Материнское поле» по одноименной повести Айтматова. Картина была удостоена специальной премии на кинофестивале республик Средней Азии.

В 1973 году происходит значимое событие для кыргызского кинематографа. Была открыта студия по выпуску телевизионных фильмов – «Киргизтелефильм». В 1978 году на «Киргизфильме» был снят первый мультипликационный фильм «Цифры спорят» режиссера С. Ишенова. 70-е годы были отмечены тем, что кыргызское кино активно обращается к теме современности. В фильмах отображаются идейные и нравственные ценности человека, его внутренний мир и реальность, в которой он живет.

В 80-е годы кыргызское кино переживает времена «застоя». Однако благодаря инициативным молодым режиссерам снимаются те немногочисленные картины, которые впоследствии принесли успех кыргызскому кино. В 1981 году во Фрунзе проходил 8-й Всесоюзный кинофестиваль спортивных фильмов. Высшей награды был удостоен фильм «О спорт, ты мир!» (Режиссеры Озеров, Рычков). В советский период кыргызский кинематограф, не смотря на жесткую идеологию, сумел создать свое индивидуальное лицо.

После распада СССР киргизское кинопроизводство оказалось без материальной базы и без поддержки государства. На протяжении всех 90-х годов снималось очень мало фильмов. Но не смортя на трудности, кыргызскому кино удалось сохранить традиции и индивидуальность. Фильмы «Бешкемпир», «Плач перелетной птицы», «Взлет», «Брат мой шелковый путь» продолжали побеждать на кинофестивалях.

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии