При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

С. Каралаев, его жена Бейшекан и сноха Азим на избирательном участке в городе Фрунзе Фото: 1965 год

Биографическая справка: Сказитель эпосов, сказочник, манасчи С. Каралаев родился в местечке Семиз-Бель близ зимовья Ак-Олен нынешнего Тонского района Иссык-Кульской области в семье бедняка. С 12 лет вместа с отцом батрачил на местных баев. Во время событий 1916 г. бежал в Китай; вернувшись в 1917 г. на родину, вновь батрачит у кулаков. В 1918 г. добровольно вступает в отряд красногвардейцев и вместе с Красной Армией отстаивает Советскую власть в Сибири, АлмаАте, Ашхабаде, Бухаре. После завершения гражданской войны принимает активное участие в построении новой жизни на родной земле. С 1921 по 1931 г. работал председателем Маманского и Ирдыкского сельсоветов Каракольского района Иссык-Кульской области. В 1930 г. в НИИ языка и литературы при Наркомпросе Киргизской АССР с его слов записывают эпос «Манас». В 1936 г. его принимают солистом — сказителем манасчи в Киргосфилармонию.

Талант сказителя пробудила в нем еще в раннем детстве бабушка Дакиш — замечательная рассказчица народных сказок, преданий, легенд. Она знала на память отрывки из эпоса «Манас», которые исполняла для внука, полностью пересказала содержание эпоса прозой. Способный мальчик запомнил рассказы бабушки и других известных манасчи. С 1918 г. С. Каралаев сам начинает исполнять отрывки из эпоса «Манас». В 1924 г. он встречается с известным манасчи Чоюке Омуровым, у которого в течение ряда лет учился исполнению эпоса «Манас». В своих воспоминаниях С. Каралаев упоминает и о знаменитом манасчи Акылбеке, который также учил его мастерству исполнения.

С 1925 г. выступает самостоятельно, а с 1930 г. известен как выдающийся манасчи. Большую роль в пропаганде таланта С. Каралаева сыграли писатель Дж. Ашубаев и ученый-филолог К. Карасаев. С1935г. началась запись полного каралаевского варианта эпоса «Манас». В 1937 г. завершили запись первой части трилогии, затем. последовали «Семетей», «Сейтек», продолжением которых явились ранее неизвестные истории Кенена, Алымсарыка и Кулансарыка.

Общий объем этого варианта эпоса «Манас» составил 500 553 стихотворных строк. Он признан литературоведами наиболее полным, содержательным и высокохудожественным вариантом. В сопоставлении с эпосами народов мира в 20 раз больше по объему гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», в 5 раз — «Шахнаме».

С.Каралаев мог исполнять эпос «Манас» на протяжении нескольких месяцев подряд. Его по праву называют
Гомером XX века. Характерной чертой исполнения эпоса является не пересказ на память заученного текста, а индивидуальное проявление импровизаторского и актерского мастерства каждого манасчи. К примеру, каралаевский вариант эпоса «Манас» отличается от других вариантов героикопатриотическим оптимизмом действующих
персонажей, меньшей подверженностью героев религиозности. Такая специфика этого варианта связана, по всей вероятности, с биографией самого сказителя, с оружием в руках защищавшего Советскую власть от белогвардейцев.

Со слов С. Каралаева был записан эпос «Тоштук» и издан и 1938 г. на киргизском, а в 1958 г. на русском языках.

Им создан ряд оригинальных произведений. В 1929 г. издана первая его книга — рассказ «Эрик таңында» («На заре свободы»). Автор сказок, поэм, рассказов, выпущенных отдельными изданиями. Народный артист Киргизской ССР (1939 г.). Член СП СССР с 1938 г.

Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Информационная справка: Дарование будущего манасчи проявилось в юношеские годы. За короткий срок он становится талантливейшим сказителем эпоса «Манас», получив всенародное признание. От Сакябая Каралаева записаны крупнейшие части эпоса «Манас», «Семетей» и «Сейтек». Вариант эпоса «Манас» С.Каралаева признан литературоведами одним из самых полных и высокохудожественных. Саякбай Каралаев являлся исполнителем малых кыргызских народных эпосов, а также создателем ряда оригинальных художественных произведений.

Уникальная память Саякбая поражала энциклопедичностью, стремлением предать сюжет эпоса наиболее полно и достоверно. Он снискал популярность именно тем, что в нем гармонично сочетался дар сказителя и актера. Вот как писал о С.Каралаеве Чингиз Айтматов в своей статье «Он знал миллион строк океаноподобного «Манаса»: «Саякбай Каралаев был художником национального значения… Чтобы охватить мыслью всю глубину и ширь предания древних времен, чтобы держать слово о «Манасе» перед лицом прошлого и настоящего, сказитель должен был обладать недюжинным интеллектом, феноменальной памятью, колоссальной фантазией и артистическим талантом. Таким и был Саякбай Каралаев, посвятивший всю свою жизнь искусству «Манаса»…

…Когда смотришь на Каралаева, на пластику его лица, жестов, выражение глаз, когда слушаешь этого человека, обладающего исключительным даром художественного перевоплощения, кажется, что и сам он как бы является олицетворением эпического начала. Весь его облик словно овеян ветрами минувших времен…

…Исполнительская манера Каралаева полна душевного накала: ритмика, страсть, вдохновение и рядом - тоска, горе, переживание, слезы - рядом мужество, решимость, отвага. И снова раздумья, смех и плач.

…Если бы меня спросили, кого я знаю из великих людей своего народа, я, пожалуй, первым назвал бы Саякбая Каралаева».

ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

на киргизском языке

Эрик таңында: аңгеме.—Ф.: Кыргызмамбас, 1929. — 34 б.

На заре свободы.

Төштүк Эпос. — Ф.: Казань: Кыргызмамбас, 1938. — 386 б.

Каныкейдин жомогу.— Ф.: Кыргызыамбас, 1940.— 108 б.

Сказки Каныкей.

Каныкейдин Тайторуну чапканы. — Ф.: Кыргызмамбас, 1941.— 154 6. Тайтору на состязании.

Канаттуу куштар. — Ф.: Кыргызсхуупедмамбас, 1955. — 128 б. Крылатые.

Унутулгус күндөр
: Жети суудагы граждандык согуштан эстеликтер. — Ф.: Кыргызмамбас, 1955.136 б. Незабываемые дни. Эр Таштук. — Ф.: Кыргызмамбас, 1956.— 11 б.

Делдеш баатыр: Жомок. — Ф.: Кыргызокуупедмамбас, 1957. — 88 б. Богатырь Делдеш.

Томор мерген: Ыр менен жазылган жомок. — Ф.: Кыргызокуупедмамбас, 1957. — 75 б. Охотник Томор.Эстен кетпейт: Проза жана ырлар. — Ф.: Кыргызокуупедмамбас, 1957.109 6. Это не забывается.

Азапты көп көргөн Кубат. — Ф.: Кыргызокуупедмамбас, 1958. — 76 0. Много пострадавший Кубат.

Молдо баатыр: Поэма. — Ф.: Кыргызокуупедмамбас, 1960. — 110 6. Богатырь Молдо.

Бакытай балбан: Эл жомогунан. — Ф.: Кыргызмамбас, 1961. — 85 б. Силач Бакытай.

Карамолдо: Поэма. — Ф.: Кыргызмамбас, 1962. — 80 б. Тайтору: Манас эпосунан узунду. — Ф.: Кыргызокуупедмамбас, 1963. — 120 б.

Бүркүтчулөр жөнүндө аңгеме. — Ф.: Кыргызстан, 1964. — 44 б.Рассказы охотника с беркутом. Тулпарлар. — Ф.: Мектеп, 1965. — 59 б. Скакуны.

Баатырлар, айымдар. — Ф.: Мектеп, 1967. — 106 б. Портреты богатырей и красавиц.

Унутулгус күндөр
: Эстеликтер. — Ф.: Кыргызстан, 1967.— 184 б. Незабываемые дни.

Эр түштүк. —Ф.: Мектеп, 1969.331 б .

Семетейдин балалык чагы. — Ф.: Мектеп, 1970. —67 б.

Детство Семетея.

Тулпарлар: Ырлар. — Ф.: Мектеп, 1978. — 58 б. Скакуны.

Тулпарлар: Ырлар. — Ф.: Мектеп, 1982.60 б.

Скакуны.

Каныкейдин Тайторуну чапканы: «Манас» эпосунан. — Ф.: Мектеп, 1986.— 76 б. Тайтору на состязании.

Манас: Эпос. — Ф.: Кыргызстан, 1986. — 264 б.

Семетей: Эпос. — Ф.: Кыргызстан, 1987. — 286 б.

Баатырлар: Эпостон үзүндүлөр. — Ф.: Мектеп, 1988.56 б. Богатыри.

н а р у с с к о м я з ык е

Эр Тоштюк. — Ф.: Киргизгосиздат, 1958. — 210 с. Золотой звонок. — М.: Детгиз, 1959. — 94 с.

Источник: Чолпон-Атинский историко-краеведческий музей

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии