При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Кыргызская семья в национальной одежде у юрты в селе Дмитриевка Аулие-Атинского уезда Сырдарьинской области(совр. Талас) .Фото:1908 год

Информационная справка: Так как стиль любой традиционной одежды изначально формировался в силу климатических и природных условий, у киргизов на протяжении веков преобладал акцент на сохранение тепла - зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

Традиционной одежде отчасти присущи черты одежды кочевников - киргизы издревле занимались земледелием, но большая часть вела кочевой образ жизни. Постоянный поиск хороших земель для выпаса был основной причиной кочевья, а поголовье скота - основным видом благосостояния киргизов. Особой ценностью у народа пользовались меховые изделия из шкур соболя, енота, куницы, горностая, песца. Из мехов и шкур шили шубы, тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Основной вид верхней одежды изготавливался из шерсти домашних животных, преимущественно из овечьей.

Несмотря на общий тип и фасон, существовали различия в одежде у простого народа и более знатными зажиточными людьми. Так как основные маршруты Великого Шелкового пути пролегали через многочисленные земли кыргызских племен, кыргызы, вовлеченные в международную торговлю, могли позволить себе изыски текстиля того времени - шелк, бархат и парчу. Более скромного достатка люди одевались в бязь и мату. Ткани и богатство отделки главным образом отличали знать от простолюдинов. Из письменных источников, датируемых XVIII веком, можно узнать, что кыргызские старейшины носили одежду, сшитую из парчи, и шапки, отороченные драгоценным мехом. Опоясывались они красными шелковыми кушаками, носили обувь из красной кожи. Обувь в старину была разнообразная: отук, кепич, чарык, маасы - разновидности сапог, калош, шлепанцев из кожи.

Традиционный стиль одежды киргизов сохранился с XIII века.

Женская одежда

Основными принадлежностями женского костюма являются нательное платье и шаровары. Для платьев прошлого и начала нашего века характерно несколько признаков: их шили длинными, почти до ступни, рукава всегда кроили длиннее кистей рук. В платья вшивали ластовицы.

Разрез платья завязывался шнурочками (при отправлении в гости на праздник и т.п. женщины к концу разреза ворота иногда прикрепляли кусок ткани, служивший носовым платком) или скреплялся серебряной фибулой. Фибула передавалась по наследству, ее впервые надевала невеста и не снимала до конца жизни. Молодым женщинам и девушкам эту одежду шили из ярких полушелковых тканей. В XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы. К их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Общим головным убором для женщин в XIX и начале XX века являлся элечек (тюрбан). На юге его называют элечек, илеки, калан. Он состоял из нескольких частей: шлемовидной шапочки, коралловых подвесок, платка, собственно тюрбана, украшений на нем и верхнего платка.

Плотно обхватывающая голову шапочка кеп-такыя имела прямую линию у лба, с боков ее спускались наушники (жаак), а сзади пришивалась длинная полоса (куйрук), ложившаяся поверх спущенных кос.

Величина тюрбана зависела от благосостояния его владелицы. Богатые кыргызки делали тюрбан из 20-30-метровой белой ткани, и он достигал огромных размеров. Сверху на тюрбан прикрепляли украшения, которые имели различную форму. Тюрбан почти вышел из употребления в 1930-х годах, когда женщины начали заниматься общественно полезным трудом.

Платок стал основным как женским, так и девичьим головным убором.

В первый раз элечек надевали молодой, когда отправляли ее в дом мужа. Носили его и зимой и летом, без него не принято было выходить из юрты. С этим головным убором было связано благословение на счастье: «Пусть с твоей головы не упадет элечек».

Топу - головной убор, предназначенный для девушек до замужества, который украшался перьями птицы - «уку».

Шокуло - в XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы, к их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки высотой 25-28 см и пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускающейся на спину.

Койнок - женское платье-рубаха, поверх которого надевается «чыптама» - безрукавка из бархата, расшитая пестрыми шелковыми нитками.

Кемсел - камзол с длинными рукавами, расшитый шелковыми нитками, бисером или стеклярусами в виде киргизских узоров.

Чепкен - стеганый наряд, предназначенный не только для повседневной жизни, но и для выхода в свет. Шьется из бархата или парчи.

Маасы - расшитая узорами обувь из сыромятной кожи, обычно черного цвета, сохранила свою актуальность и в наши дни из-за удобства при ношении. На улице поверх этой обуви надевают калоши, дома же маасы можно не снимать, а ходить в них как в домашних тапочках.

Белдемчи - одежда замужней женщины, надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком, швом «илме» (узоры его разнообразны, чаще они состоят из завитков, называемых «кочкорок»). Белдемчи шили из черного и цветного бархата - красного, зеленого, голубого или ярких полосатых либо узорных тканей. Белдемчи-разновидность юбки, которую одевали поверх платья. В прошлом этот наряд бытовал у всех кыргызов. Непременной частью белдемчи является пояс - баш белдемчи. Его обертывают вокруг талии и закрепляют спереди завязками или пуговицами.

Он всегда широкий (6-18 см), длина его превышает обхват талии. Основу его составляет войлок (реже - вата), покрытый черной тканью, обычно бархатом.

Мужская одежда


Основными принадлежностями мужской нательной одежды у киргизов были рубаха и шаровары (койнек, шым). Распашную рубаху - жегде - шили обычно из белой бязи или маты. Покрой ее туникообразный, к боковым краям пришивались слегка скошенные с двух сторон клинья, длина рубахи ниже колен, рукава закрывали кисти рук. Принято было пришивать ластовицы - кештек.

Жегде мужчины начинали носить с шести-семи лет и не изменяли формы до конца жизни. Рубахи подпоясывали и носили поверх шаровар.

С начала XX века у киргизов широкое распространение получает рубаха с прорезным воротом (узун жака). Большим разнообразием отличается мужская верхняя одежда - халат. Без нее раньше выходить из дома считалось неприличным. В холодное время мужчины носили халаты, чапан, чепкен, тон, ичик.

Ак-калпак. Войлочный колпак светлых тонов, вышитый узорами в контрастных тонах, - старинный киргизский головной убор конусообразной формы, который шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая от солнца. Ак-калпак - универсальный мужской головной убор, который защищает от зноя летом и от ветров с морозами - зимой. Несмотря на общепринятый фасон, этот вид убора все же разнообразен в покрое. У знатных людей ак-калпак был с высокой тульей, поля подшивали черным бархатом. Более скромного достатка киргизы свои колпаки оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной тканью. В XIX веке производство ак-калпака было чисто женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления одного такого колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягненка, руном также расплачивались за работу. В династийной хронике «Тан-Шу» в повествованиях о древних кыргызах отмечено: «Их предводитель зимою носит соболью шапку, а летом - шапку с золотым ободочком, коническим верхом и загнутым низом. Остальные носят белые войлочные шляпы».

Тебетей - распространенный зимний головной убор, непременная часть мужского костюма кыргызов, имеющий четырехклинную тулью. Шьют его, как правило, из бархата или сукна, края отделывают дорогим мехом - куницы, песца, соболя, лисы. Кызыл тебетей - красный тебетей надевали на голову человека при возведении на ханство. В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его визитной карточкой был предъявленный гонцом тебетей этого важного человека.

Кементай - широкий войлочный халат, который защищал от холода и дождя. В прошлом это была одежда скотоводов, а богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. Разница состояла в более ярких тонах, отделке и аксессуарах.

Чапан - мужская и женская одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты - белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды: найгут чапан - широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом. Каптама чапан - покрой свободный, рукава обшивные с округлой проймой, подол и рукава обшиваются шнуром.

У всех киргизов, как и у многих народов центральной Азии, бытует шуба типа нагольного тулупа. Она является типичной мужской одеждой. В более обеспеченных семьях зимней одеждой в прошлом была меховая шуба - ичик. Исходя из материальных возможностей, ее шили из меха выдры, лисы, овцы, волка и носили без воротника. Ичик считался у киргизов праздничной одеждой, его надевали редко. Обязательной деталью мужского костюма является пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки - белбоо. В южных районах для этой цели использовали платки. У богатых были распространены широкие кожаные пояса, отделанные серебряными украшениями, с массивной пряжкой, напоминающие древнетюркские наборные пояса.

К старинным головным уборам относится тюбетейка (бурма топу или такыя), входящая и ныне в состав костюма стариков. Она является разновидностью тюбетейки - аракчын, служит нижним головным убором, надеваемым под головных уборов заняла свое место чалма салля. На востоке же области, где, как и в других районах Кыргызстана, чалму называют селде, ее носят преимущественно представители духовенства и некоторые старики во время исполнения намаза. Материалом для чалмы служила обычно белая ткань ыстамбул,дака.

Информационная справка: Одним из ярких проявлений материальной культуры киргизов является переносное жилище - юрта "боз уй". Она представляет собой вершину кочевой архитектуры и народно-прикладного искусства. Кроме этого, она была прекрасно приспособлена к кочевому образу жизни: мягкость, простота конструкций, удобность в транспортировке, всесезонность были её неизменными качествами. Юрта состояла из деревянной конструкции; остов, собираемый из нескольких частей складных решетчатых стенок "кереге", придающих юрте в плане круглую форму. "Кереге" состояли из отдельных звеньев "канат", над которыми на жердях "уук" поднимали купол юрты - "тундук". На месте соединения "канатов" устанавливали дверную раму "босого", на которую навешивается двустворчатая дверь "каалга". Вокруг стенок ставятся циновки - "чий", обшитые войлоком, а весь остов юрты покрывается разной формы и размеров войлоками. Размер юрты зависел от количества звеньев "канат", при сравнении говорили "алты канат уй", "он канат уй", - "шестиканатная юрта", "десятиканатная юрта" или от количества жердей - "уук", которые загнутым концом "ууктун алаканы" прикрепляются к верху раздвинутых "кереге", "ууктун учу" упираются в отверстия обода "тундук" - "жуз баштуу", "сексен баштуу", "алтмыш баштуу уй" - баш - голова, верхушка остова юрты - "керегенин башы".

В зависимости от качества "кереге", юрту делили на "тор коз", "жел коз", "ара кез". Особо крепкими и качественными были юрты, если решётки "кереге" были маленькими - "тор кез кереге". К убранствам юрты относились: "кереге чалгыч" - тесьма, проходящая по верхней части "кереге"; "ууктун боосу", верёвка для привязывания унин к верхней части "кереге"; "чырмоок чий" - циновка, обмотанная цветными нитками; "жабык баш", "тегирич" - тканая ковровая полоса, идущая внутри юрты ниже сгиба унины; "туурдук" - кошмы, которыми покрывается "кереге"; "узук" - кошмы, идущие между "туурдуком" и "тундуком" и др. Убранство гостевой юрты "конок уй" отличалось богатством экстерьера и интерьера, качеством всех её составных частей.

В юрте киргизов заключены в конкретизированном виде древнейшие черты культуры народа, социальных и общественных отношений. Чрезвычайно интересна организация жилого пространства в юрте. Оно делится на четыре части. "Тор" - место противоположное от входа в юрту, самое почётное. Здесь располагались гости, старшие мужчины семьи. Здесь же на сундуках, и др. предметах сооружали стопки одеял, войлоки, ковры, меховую и др. верхнюю одежду - "жук". "Эр жак" - мужская сторона, левая от входа часть юрты. Здесь располагались мужчины средних и молодых лет, на ночь здесь находилась спальня для молодожёнов. "Эпчи жак" - правая от входа часть юрты, принадлежит женщинам, здесь за оградой из циновок находились домашняя утварь, продукты питания. Затем "улага", около порога. Здесь в левой, ближе к входу стороне, находилось конское снаряжение - "ээр токум", "ат жабдыктар" и др. принадлежности бытового назначения. В центре юрты находилось место, на котором разводился огонь - "коломто".

При установлении юрты вход ориентировали по-разному, в зависимости от рельефа местности и направления ветра. Однако, преобладала ориентация на восток, на центр аила. У киргизов существовал целый ряд обычаев, обрядов, связанных с юртой. Прежде всего, к юрте и её принадлежностям относились бережно. Не принято было плохо отзываться о юрте. Мастера-юртовшики "уйчу", "уста", а также мастерицы - "уздар" пользовались среди киргизов особым уважением.

Существовал обычай "уй тою" - новоселье. Когда семья ставила новую юрту, то обязательно устраивали праздник. Голову жертвенного животного (мелкого скота) в сыром виде бросали через дымоход юрты - "тундуктон ашыра ыргытат". На кошме или на циновке пришивали кусочек старого войлока, в качестве оберега. В отношении огня - "коломто", существовал целый ряд обычаев. Огонь в представлениях киргизов имел очищающую силу. В него не плевали, не обрызгивали водой, нельзя было ходить вокруг огня, перепрыгивать. Не давали горящую золу соседям затемно. Если умирал кто-нибудь из членов семьи, то тело покойника, по обычаю, держали в течение трёх дней в юрте. В таком случае из юрты выносилось все убранство и утварь, оставались только войлочные ковры - "кийиз", "шырдак", "килем", на которых сидели плакальщицы. Если покойник был мужского пола, то его располагают в мужской стороне юрты, а если женского, то в женской стороне. Помимо юрты существовали и др. виды переносного жилища: конусообразный, покрытый войлоками шалаш из жердей, связанных в верхней части - "сайма алачык" или "отоо", среднее между шалашом и юртой - "алачык", переносное жилище без решетчатых остов юрт "кереге". Эти виды жилища сооружались наспех, и укрывались там в ненастную погоду пастухи, табунщики.

Кроме переносного жилища киргизы знали и жилища стационарного, постоянного типа - "уй", "там уй". Такие жилища в массовом отношении появились в период перехода к оседлости начиная с 19 века. Этот переход совершался неравномерно: южная приферганская часть Киргизстана переходила к оседлому образу жизни раньше, чем её северная часть. Уже во 2-й половине 19 века большинство киргизских семей равнинных зон имели дома постоянного типа с хозяйственными постройками. Техника строительства, интерьер, планировка жилых камер были заимствованы у соседних узбекских, таджикских мастеров.

Источник: Фотоматериал экспозиции " Немцы в истории Кыргызстана"

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии