При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.

Портрет пожилой женщины. Фото: 09.1932 г

Автор съемки Липскеров

Аннотация: Портрет пожилой женщины в национальном костюме.

Место съемки: Киргизия, Памир

Информационная справка: Одежда киргизского населения Средней Азии претерпела за время своего развития много изменений, обусловленных различными историческими причинами: ростом производительных сил, развитием обмена и торговли, связями с соседними народами и др. Как и в некоторых других сторонах материальной культуры, в киргизской одежде отчетливо выступают особенности, которые были свойственны в прошлом отдельным племенам.

Киргизская одежда характеризуется также многими своеобразными чертами, типичными для одежды кочевников, что находит объяснение в их исторически сложившемся образе жизни, связанном с кочевым скотоводческим хозяйством. Известный отпечаток на характер одежды киргизов накладывает и климат высокогорной страны с его резкими колебаниями температуры, местами довольно суровый. Это вызывает потребность в раз­ личных видах теплой одежды, используемой иногда и в летний сезон. «Постоянный холод и отсутствие теплого жилища,—писал в XIX в. Б. Л. Тагеев о памирских киргизах,- заставляет кочевника быть всегда одетым в теплую одежду, которою служат ему ватный халат и тулуп на овечьей шерсти».
Традиционный характер киргизской одежды, а так. же серьезные изменения, которые она претерпела, вы­являются при знакомстве с данными, относящимися к XVIII и к середине XIX в. Источники XVIII в. разли­чают одежду вождей (старшин) и одежду простого на. рода. Если первые, сообщают источники, носят одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха опоясываются красными шелковыми кушаками, обувь у них из красной кожи, то вторые носят одежду из гру­бой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи. Из описаний можно также заключить, что одежда у киргизов того времени была распашная, покрой мужской и женской одежды был более или менее одинаков, воротники носили шалевидной формы.

По словам В. В. Радлова, специфически киргизскими видами одежды являлись верхняя войлочная одежда с рукавами (по Радлову – «кибенек», у современных киргизов - «кементай»), войлочные сапоги из козьего пуха, а также «белые войлочные шапки, которые редко встречаются у казахов и благодаря которым племени (киргизам, - С. А.) присвоено наименование Ак-калпак (белая шапка)». Действительно, и в киргизском фольклоре встречается эпитет «ак калпактуу кыргыздар (белошляпочные киргизы). Киргизские войлочные шляпы, согласно источникам Х VIII века, имеют сходство с головными уборами буддийских монахов ордена Пилу.

В этом же направлении устанавливаются черты сходства киргизской женской набедренной одежды белдемчи, представлявшей собой распашную юбку, при­шитую к широкому поясу, полы которой сходились спе­реди. Такую юбку носили замужние женщины. Анало­гичная одежда (она бытовала также у казашек) поныне входит в состав праздничной и обрядной одежды у монголоязычного народа ту (монгоров).
Характерный для середины XIX века мужской и женский кафтан чапан со стоячим воротником и пестрыми шну­рами с пуговицами на груди, имевший распространение у киргизов Прииссыккулья, свидетельствует о тесных связях киргизов с населением Восточного Туркестана. Имеются данные о некотором распространении в про­шлом у киргизов способа запахивания левой полы на правую, близкого к тому, который был типичен для мон­гольских народов.

Отпечаток своеобразия придавали одежде киргизов в середине XIX в. такие ее элементы, как женская ру­баха с вышивкой, украшавшей грудь, или с отдельно издевавшимся нагрудником онур или жака, сплошь расшитым цветными нитками; конусообразная шлемовидная шапочка, с украшениями (шокуло), которую надела невеста; мужские штаны из выделанной кожи или замши (чалбар, кандагай, жаргак шым), для изготовления которых шла преимущественно кожа косули и дикого козла (не редко расшитые шелковыми нитками с гарусом); сапоги из красной юфти с длинными голенищами, коротким следом, узкими, слегка загнутыми носками, на высоком деревянном каблуке, со вшитыми из цветной кожи кантами (их носили и мужчины, и женщины).

Источник. «Киргизы и их этногенетическое и историко-культурные связи». Автор:.С.А. Абрамзон. Издательство «Кыргызстан». Г. Фрунзе. 1990 год

Источник:Российский Государственный Архив Кинофотодокументов

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии