Джалал-Абад. Арбакеши на ж/д вокзале

Джалал-Абад. Арбакеши на ж/д вокзале Фото: 1918 год

Информационная справка: Джала́л-Аба́дская о́бласть — одна из административно-территориальных единиц Киргизской Республики, расположенная на юго-западе страны. Образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1939 года. Административный центр области — город Джалал-Абад.

Джалал-Абад — второй по величине город Ошской обл. Он возник в 1880 как поселение вблизи целебных минеральных источников у подножья горы Айюб-Тоо. В 1916 сюда была подведена железная дорога из Андижана, но ещё долгое время город имел облик большого кишлачного поселопня. Джалал-Абад — один из индустриальных центров Южной Киргизии. В валовой продукции промышленности ведущее место принадлежит лёгкой пром-сти, важное значение имеет пищевая. Мебельная ф-ка выпускает продукцию из местной ореховой древесины, а также из лесоматериалов, завозимых из Хабаровского и Красноярского краёв.

Собственно Джалал-Аабадская область была образована в 1939 году. Затем, в ходе программы по административно-территориальному укрупнению, она была упразднена в 1959 году (вошла в состав Ошской области). Затем вновь восстановлена в 1990 году по причине быстрого роста её населения.

Историческая справка: В 1915 году был открыт участок железной дороги Андижан — Карасу — Джалал-Абад. Линия являлась частной и была построена Обществом Ферганской железной дороги. После революции 1917 года железнодорожная линия была национализирована.

В 1928 году был введён в эксплуатацию участок железной дороги Джалал-Абад — Багиш (протяжённость 14 километров), в 1932 году ж/д линию продлили до Кок-Янгака (протяжённость 15 километров), для обеспечения Джалал-Абада и Узбекистана углем.

На протяжении длительного времени станция Джалал-Абад была конечным пунктом маршрутов пассажирских поездов дальнего следования в Ферганской долине. До станции Кок-Янгак следовали только пригородные поезда, на участке Карасу — Ош) также курсировали только пригородные поезда, а с 1978 года движение прекратилось (несмотря на то, что город Джалал-Абад в то время был одним из районных центров Ошской области, и численность населения Джалал-Абада была в несколько раз меньше численности населения Оша). Среди причин — наличие в Джалал-Абаде пункта технического обслуживания локомотивов и мастерских для экипировки вагонов, чего никогда не было в Оше, лёгкий профиль пути на участке Карасу — Джалал-Абад, а также, вероятно, дань традиции — станция Джалал-Абад возникла раньше, чем станция Ош. Город Джалал-Абад исторически является основными «железнодорожными воротами» региона.
В разное время от Джалал-Абада отправлялись прямые поезда (либо прицепные вагоны) до Москвы, Куйбышева и других городов СССР. Постоянно курсировал рейс Джалал-Абад — Фрунзе, идущий через Ташкент.



В 1993 году был отменён последний пассажирский поезд дальнего следования Джалал-Абад — Ташкент — Бишкек. Приблизительно тогда же прекратилось и движение пригородных поездов с ж/д станции Джалал-Абад.

В 1994 году завершился процесс разделения бывшей Среднеазиатской железной дороги, на основе которой были созданы железнодорожные администрации новых независимых государств. Джалал-Абад стал центром Южного отделения Кыргызской железной дороги. В 1990-х годах было принято решение о строительстве «Транскыргызской железнодорожной магистрали», которая должна была быть проложена по направлению Балыкчи — Кочкор — Джалал-Абад (предположительно, с использованием части существующей линии Джалал-Абад — Кок-Янгак). Проект был широко разрекламирован, состоялась торжественная церемония начала строительства магистрали с участием президента Кыргызстана Аскара Акаева. Но на практике реализация проекта ограничилась укладкой нескольких сотен метров пути у станции Балыкчи.