История гражданской авиации: Летчик Ошского Аэроклуба

Летчик Ошского Аэроклуба. Фото: 1937 год

Историческая справка: История гражданской авиации Киргизии начинается с постановления Совета народных комиссаров Киргизской АССР 1933 года о создании республиканского авиаотряда. Самолетный парк состоял из трех самолетов У-2 сельхозназначения. В апр. 1934 был открыт Фрунзенский аэроклуб, впервые в небо Киргизии поднялся самолёт Осоавиахима.

Фрунзенское военное летно-техническое училище - ФВЛТУ - организовано в декабре 1941 г. на базе эвакуированной Одесской авиационной школы пилотов. С 1947 г. - Фрунзенское военное авиационное училище летчиков ВВС СССР. С августа 1959 г. - 5-е Центральные курсы по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров (5-е ЦК ПУАК) - в/ч 55666

В декабре 1941 года в Киргизию была переброшена Одесская военная школа пилотов. 3 января 1942 года состоялся первый выпуск курсантов-пилотов. Большинство выпускников этой школы были отправлены на формирование 651 истребительного авиационного полка, который участвовал в обороне Сталинграда. В годы Великой Отечественной Войны Фрунзенская школа пилотов подготовила более 1500 летчиков.

В августе 1945 года школа пилотов была переименована в "Одесское военное училище летчиков истребительной авиации ПВО Красной Армии". 15 мая 1947 года училище было принято в систему военных вузов ВВС СССР и переведено на полковую систему. В июне 1947 года училище было переименовано во Фрунзенское Военное училище лётчиков ВВС СССР. В период с 1945 по 1947 годы училище подготовило 2573 летчика-истребителя. А с 1952 по 1957 годы 1164 летчика освоили реактивные самолеты.



20 декабря 1956 года в училище поступили первые 15 иностранных курсантов. За период с 1956 по 1992 годы на пятых центральных курсах подготовки и переподготовки авиационных кадров было подготовлено 21682 человека по 10 авиационным специальностям.

В 1991 году после обретения независимости Кыргызстана, училище начало также подготовку кадров для Сухопутных войск. В 1995 году Фрунзенское училище было переименовано в Бишкекское военное авиационное летно-техническое училище. С 1995 по 2000 годы Училище подготовило 535 летчиков и 53 офицера для Сухопутных войск.

Выпускники Фрунзенской школы пилотов, лётчики Надеев, Ершов, Федюшкин, Макаров и другие получили звания Героя Советского Союза. Надеев получил звание посмертно, 5 августа 1942 года он направил свой самолет И-153 на немецкий Фокке-Вульф 187. В Авиационном училище г. Фрунзе обучались: президент Сирии Хафез Асад, президент Египта Мубарак Хосни, командующий ВВС Мозамбик Ахмед Хусейн, командующий ВВС Индии - Маршал Авиации Дильбах Синг и многие другие

За годы советской власти гражданская авиация Киргизии превратилась в одного из лидеров советского "Аэрофлота". Киргизское управление ежегодно занимало призовые места во всесоюзных соревнованиях, регулярно обновлялся парк. Очередную замену самолетов планировалось провести в 1991-1995 годах.