Исторические памятники: Мавзолей Асаф ибн Бурхия в городе Ош

Мавзолей Асаф ибн Бурхия в городе Ош(юго-западный фасад после расчистки). Фото: 1934 год

Историческая справка: В центре города Ош, у подножья восточного склона Сулейман-горы, находится памятник архитектуры XVIII-XIX вв. мавзолей Асаф ибн Бурхия. Согласно народным преданиям мавзолей назван по имени мифического сподвижника царя Сулеймана Асафа ибн Бурхия, завещавшего похоронить его после смерти у подножия этой горы, что по словам предания, и было исполнено, а над могилой его было воздвигнуто архитектурное сооружение, которое за свою долгую, многовековую историю неоднократно разрушалось и возводилось вновь новыми поколениями.

Существующее ныне здание мавзолея Асаф ибн Бурхия было построено в XVIII-XIX вв. в традициях ферганской архитектурно-строительной школы. За двести лет существования здание неоднократно подвергалось строительно-ремонтным работам и вплоть до периода Советской власти содержалось в порядке на средства, получаемые от недвижимого имущества, пожертвованного состоятельными мусульманами городов Ош и Андижан вакфом в пользу мавзолея, считающегося в мире ислама священным мазаром.

Вакфные документы мазара Хазрета Асаф ибн Бурхия, выявленные в процессе архивных изысканий, относятся к концу XIX –началу XX века.
Мазар Хазрет Асаф ибн Бурхия к этому времени представлял собой целый комплекс культовых сооружений, расположенных как у подножья священной Сулейман горы, так и на ее восточном склоне. Общую характеристику мазара содержит протокол поземельно-податного комиссара 3-го участка Ошского уезда подполковника Лебедева от 14 июня 1904 года.

Ниже приводим выдержку из этого протокола:
«Вакфное установление мазара Хазрет Асаф ибн Бурхия состоит из трех мечетей, кара-ханы и кладбища с могилой Хазрет Асаф ибн Бурхия, вообще как могила, так и вершина горы Сулейман, где стоит мечеть, почитается мусульманами святыми местами и связывается с именем Сулеймана (или Соломона).Строились все постройки из доходов вакфа с участием ханов и многих доброхотных жертвователей.
Мазару Хазрет Асаф ибн Бурхия принадлежат следующие недвижимые имущества:
1. Лавка одна на старом базаре в квартале Шахид-Тепе, в городе Ош.
2. Две лавки в квартале Шахид-Куча в г. Ош.
3. Участок земли пол танапа в квартале Шахляр в г.Ош.
4. Участок земли около 2 ½ танапа в квартале Имам-Ата в г. Ош.
5. Участок земли около 150 танапов в местности Мачак в селении Торт Куча.
6. Участок земли около 4 танапов в селении Шейхляр Гузар».
Существенным дополнением к общей недвижимости мазара являлись земли Шихан и сады в окрестностях мазара, о чем свидетельствует протокол поземельно-податного отделения Общего Присутствия Ферганского областного Правления от 26 февраля 1903 года.

Обширные владения мазара, указанные в «вакфнаме», состояли из разновременных пожертвований в пользу мазара Хазрет Асаф ибн Бурхия. Выписки из вакфнаме свидетельствуют о том, что мазар имел крупное, хорошо налаженное хозяйство, дающее солидный доход, который постоянно пополнялся приношениями верующих паломников. Этот доход давал возможность содержать все компоненты комплекса мазара в полном порядке, своевременно и регулярно проводить строительно-ремонтные работы по всем культовым сооружениям, а также содержать при мазаре служителей религиозного культа и необходимых работников. Кроме того, на этот же доход содержалась мусульманская школа при мазаре по изучению Корана.

Из всех компонентов комплекса мазара главным архитектурно-культовым сооружением являлся мавзолей Асаф ибн Бурхия, потреблявший главную часть дохода всего вакфа. Подробные описания мавзолея, встречающиеся у авторов XIX – начала XX веков, подчеркивают значительность данного сооружения, как одного из старейших памятников архитектуры города Ош.

Исследования показали, что мавзолей построен на месте более раннего сооружения, т.к. при раскопках внутри памятника ученые нашли надмогильное сооружение - кирпичную сагану, сделанную из выложенного узором, «в ёлочку» кирпича X-XII вв., и уходящую под заднюю стенку мавзолея.
в) ремонтно-строительные и реставрационные работы

(общая характеристика, время, автор, место хранения документации)
В XIX в. памятник ремонтировался, о чем свидетельствует русский кирпич, встречающийся в кладке с клеймом мастеров XIX в.
В конце 70-х годов Министерство культуры Киргизской ССР принимает решение о реставрации мавзолея Асаф ибн Бурхия. В 1980-1982 годах по мавзолею были проведены комплексные научные изыскания и разработан проект реставрации Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Минкультуры Киргизской ССР. Авторы проекта реставрации – Д.Д. Иманкулов, Е.В. Фролов, С.С. Меркулова, историко-архитектурные исследования – Б.В. Помаскин, консультант – В.Е. Нусов.
В результате научных изысканий, мавзолей реставрировался, вследствие чего, восстановлены первоначальные объемы мавзолея, в частности, главный фасад – портал с бранными решетками-панджара и с фигурными керамическими навершиями.
В июле 2013 года по инициативе НИАМК «Сулайман-Тоо» начались реставрационно-консервационные работы мавзолея Асафа ибн Бурхия.



ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА

а) В.Л. Марков в работе «Фергана. Путевые очерки Кокандского ханства», опубликованного в «Русском вестнике» в 1893 году, дает красочное описание мавзолея:
«Под сенью Сулеймановой скалы полутемная часовня, посередине ее стоит массивная каменная гробница, укрытая красными покрывалами. Под темным куполом часовни, вместо лепных карнизов, обвивают ее круглые стены двойным поясом громадных черных и красных букв куфические арабские надписи из алкорана. Дверочки затейливой резьбы из почерневшего дерева ведут в эту усыпальницу, полную сурового величия. Ряд маститых шейхов, в высоких белых тюрбанах на головах, выстроились перед часовнею, когда мы выходили оттуда…»
Более подробные сведения о мавзолее содержатся в статье востоковеда Д.А.Зимина «Мусульманское сказание об Оше», опубликованной в 1913 году в «Протоколах Туркестанского кружка любителей археологии».Статья сопровождалась фотографиями ошского нотариуса П.Ульянова.
«Мазар, которому присвоено имя Хазрета Асафа ибн Бурхия, находится в Оше, у подножия Тахт-и-Сулейман с юго-восточной стороны ее. Представляет он из себя здание не особенно старой построен из жженного кирпича, обычного в Средней Азии типа. Входом служит высокая арка, перегороженная деревянной решеткой. Эта арка внутри красиво раскрашена под мозаику. В глубине арки находится резная дверь, запертая железным замком, прикрепленным железной скобой в виде рыбы. На двери вырезано имя усто, делавшего дверь, некоего Ахмеда, а над дверью золотом по синему фону написан хадис о Сулеймане. Около двери помещается три камня овальной формы с наполовину стертыми арабскими надписями, на которых не удалось ни прочесть ничего связного, ни найти какую-либо дату. Внутрь мазара, за деревянную дверь, мне проникнуть не удалось: хранитель мазара сказал, что там внутри, находится только один большой камень над могилой Асафа, причем на камне никаких надписей нет. Купол мазара большой и возвышается над землей аршин на 8-9 приблизительно. Непосредственно к мазару примыкает мечеть Джами, построенная в виде прямого угла, одна сторона которого, начинается от мазара, по словам местных мулл, построена 5 лет тому назад, а другая сторона , перпендикулярная к первой, на четыре года раньше ее.»
Настоящее здание мавзолея представляет собой портально-купольное сооружение, в плане прямоугольное, с размером сторон 7,3 и 9,65 м. Внутренне помещение имеет восьмиугольное очертание. Стрельчатый купол диаметром 4,4 м. покоится на восьмигранном невысоком барабане, верхняя часть портала завершается четырьмя сквозными проемами прямоугольной формы, забранными решетками – панджара. Завершается портал зубцами с орнаментальными навершиями в виде стилизованного трилистника. По углам портала находятся минаретообразные колонны. Входная ниша портала орнаментирована ганчевым декором. Двери – деревянные резные, выполненные, в традициях народного искусства резьбы по дереву.
Б) общая оценка исторической, научной, художественной или иной культурной ценности
памятника.
Мавзолей Асаф-ибн-Бурхия относится к историческому памятнику архитектуры XVIII – XIX вв. В настоящее время имеет туристико-экскурсионный характер использования. Кроме того, в мавзолей приходят люди, ищущие исцеления от разного рода недугов.

ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

1. А.Захарова. «Историческому наследию нашу заботу», г. Ош, 2012 г.
2. Cб. «Мазары Ферганской долины», Б., 2008 г.
3. А.Захарова «Историко-культурное наследие», г.Ош, 1997 г.
4. Энциклопедия Ошская область, Ф., 1997 г.
5. Использованы данные и иллюстрации номинации «Священная гора Сулайман-Тоо» и проекта СARAD
.

Фото-текст: Музейный комплекс "Сулайман-Тоо". город Ош