Сулюкта. Станция Кольцо. Первый локомотив от Драгомирово до станции Половинка

Сулюкта. Станция Кольцо. Первый локомотив от Драгомирово до станции Половинка Фото: 1900

Информационная справка: Сулюктинская узкоколейная железная дорога находится на территории Согдийской области (Республика Таджикистан) и Баткенской области (Кыргызская Республика). Узкоколейная железная дорога на значительном протяжении пролегает по горной местности. Узкоколейная железная дорога почти полностью электрифицирована.

Историческая справка: О наличии угольных месторождений в районе нынешнего города Сулюкта было известно издавна. Массовая добыча развернулась в конце XIX века. Основным средством транспортировки добытого угля тогда являлись гужевые подводы. Для спуска угля с гор применялись небольшие канатные дороги.

Согласно некоторым источникам, первый участок нынешней узкоколейной железной дороги был открыт в 1890 году (если бы эта информация соответствовала действительности, Сулюктинскую узкоколейную железную дорогу следовало бы признать старейшей в России узкоколейной железной дорогой колеи 750 мм).

Нет сомнения, что в действительности железная дорога узкой колеи появилась значительно позднее — скорее всего, в 1907 году.

Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлась станция Драгомирово (позднее называлась Пролетарск) на железнодорожной магистрали Черняево (Хаваст) — Коканд, открытой в 1898 году. Конечным пунктом первоначально являлась станция Кольцо, расположенная в 25 километрах от Драгомирово. На участке Кольцо —Сулюкта строительство железной дороги осложнялось горным рельефом.

В первые годы от Сулюкты до станции уголь по-прежнему возили на лошадях. Позднее (в 1927 году) была открыта канатная дорога, связывающая шахты со станцией Кольцо, но её эксплуатация оказалась проблемной.

В 1932 году был открыт исключительно сложный по условиям строительства участок Кольцо — Товарная (Сулюкта) — посёлок Восточный. Протяжённость всей главной линии узкоколейной железной дороги, от Пролетарска до самой дальней шахты в районе Восточного, составила около 58 километров. Позднее, в связи с закрытием одной из шахт, наиболее удалённым пунктом стала станция Восточная, расположенная в населённом пункте Кош-Булак (расстояние от Пролетарска — 49 километров).

В первые 50 лет работы узкоколейной железной дороги она обслуживалась паровозами. Рассматривались планы реконструкции дороги на широкую колею. Но это было признано нецелесообразным ввиду сложнейшего рельефа местности.



Первый тепловоз ТУ2 (ТУ2-165) поступил в 1958 году. По неподтверждённым данным, позднее в Пролетарск был доставлен тепловоз ТУ2-276. Судя по всему, тепловозы ТУ2 оказались малоприспособленными для эксплуатации в горной местности — они проработали здесь сравнительно недолго, и были переданы на другие узкоколейные железные дороги.

В 1973 году был открыт первый электрифицированный участок в районе станции Товарная (возможно, Товарная — Трудовая). На дорогу поступили магистральные электровозы ПЭУ1, произведённые Днепропетровским электровозостроительным заводом. В 1976 году был погашен последний паровоз. Все перевозки стали выполняться электровозами и тепловозами ТУ7 (скорее всего, ранее были и тепловозы ТУ4).

В 1978 году линия Пролетарск — Товарная была полностью электрифицирована. Многие тепловозы были переданы на другие узкоколейные железные дороги (в том числе на детскую железную дорогу в городе Джизаке). Оставшиеся тепловозы продолжали работать на неэлектрифицированном участке Товарная — Восточная, а также в качестве вспомогательных локомотивов на электрифицированном участке.

В 1980-х годах от станции Товарная в Пролетарск за сутки отправлялось до 15 составов с углём (ежедневный объём погрузки — 3 000 тонн). Имелось 18 электровозов ПЭУ1.

В 1990 году из Днепропетровска поступил по меньшей мере один двухсекционный электровоз ПЭУ2. Однако в эксплуатации этот электровоз зарекомендовал себя с наихудшей стороны, поэтому все перевозки по-прежнему выполнялись проверенными и достаточно надёжными ПЭУ1.

В 1990-х годах положение узкоколейной железной дороги значительно ухудшилось. Объёмы перевозок неуклонно сокращались. Некоторые электровозы ПЭУ1, а также ПЭУ2 (за исключением одной секции ПЭУ2-001) были проданы в город Текели, расположенный в Казахстане. В Текели находится вторая узкоколейная железная дорога, приспособленная для эксплуатации локомотивов ПЭУ1 и ПЭУ2.

В конце 1990-х годов добыча угля почти прекратилась. Основным грузом узкоколейной железной дороги стал песок (погрузка производится на станции Кольцо).

Источник: Сулюктинский краеведческий музей