• Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. Новометодные школы - [ Редактировать ]

5-03-2015, 19:20 | Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. Новометодные школы

Капиталистический путь развития России, политические события в стране во второй половине XIX в и особенно в ХХ в. привели в движение все слои общества и дали небывалый толчок развитию политической и культурной жизни. В это время татарская национальная буржуазия Поволжья и Крыма решила стать просветителем «своих» туркестанских единоверцев. Эти реформаторы мусульманской жизни стремились в первую очередь взять в свои руки школы, чтобы, не меняя религиозного содержания приспособить школу к новым реалиям исторической действительности. Эти задачи были положены в основу так называемых новометодных школ - «усули-джадид». Учредителями и первыми учителями были, в основном, приволжские татары, проводившие в жизнь идеи джадидистов. Программы для этих школ были выработаны на мусульманских съездах 1905 и 1906 гг. в Нижнем Новгороде. Реформа мусульманских учебных заведений была тесно связана с буржуазно-националистической нарождающейся мусульманской буржуазии. Джадидисты старались включить в учебный план школ некоторые светские дисциплины, используя их в помощь богословию и с целью подготовки миссионеров для укрепления ислама. На территории Кыргызстана новометодные школы стали распространяться в начале ХХ века. Начиная с 1901-1902 3 школы в г. Пржевальске, 2 школы в г. Пишпеке, одна школа в Токмаке перешли на новый метод обучения. Позже они появились в отдельных районах Кыргызстана, где учителями были кыргызы, окончившие медресе в городах Уфе, Казани. Новометодные школы начали с замены буквослогательного способа обучения грамоте звуковым, и введения в курс обучения объяснительного чтения. Кроме того, имелись в этих школах парты, доски, географические карты и столы для учителей. Типичный новометодный мектеб «Экбаль» был в Токмаке, там обучались дети разных национальностей. Так, например, в 1904 г. обучалось татар - 36, узбеков - 30, дунган - 9, кашгарцев - 5, кыргызов - 200. В этом мектебе работало 8 учителей. Срок обучения 4 года, учащиеся делились на 3 класса. Учение шло по следующей программе:

1 класс - одногодичный. Чтение и письмо по звуковому способу. Учебники Максудова «Мугаллим авваль» («Начальный учитель») и «Мугалим сани» (2 часть) для чтения арабского текста. Затем книга «Тарбияли бала» («Воспитанное дитя») Фахруддинова. Затем первоначальные сведения о религиозных обрядах (ибадат исламия). Писание цифр до 100.

2 класс - одногодичный. Чтение по книге Максудова «Акиат исламия» (вероучение). Чистописание (язу). Арифметика (Хисяб зегни) - четыре арифметических действия: джам - сложение, тарх - вычитание, зарб - умножение, таксим, тафрик – (деление) чисел до 1000 и более. По родному языку (кырати тюркия) - объяснительное чтение по книге Зубаирова «Раабар-и-сыбьян» - «Руководитель детей». Священная история «Тариху анбия» по учебнику Зубаирова. Чтение Корана с тадживидвом (учение о правильном произношении слов). Начальные сведения о географии (джаграфии).

3 класс - двухгодичный. Грамматическое правописание под диктовку (иила). Чтение и пересказ (маглуматы-шафагия). Чтение корана с тадживидвом. Догматическое вероучение (зарурату диния). История ислама (тарихи ислами) Идрисова. История народа (тарихи милли) - тоже Идрисова. Арабский язык (араб лиссани) Максудова. География Хариса «Джаграфия» при помощи глобуса и карт. Логика (мантык). Стилистика (инша). Арабская литература (магат-бадиг-баян) Саддудина. Арифметика на 4 действия (маджгуль). Геометрия (ашкаль). Гигиена (хифзу сиха) - как сохранить здоровье. Весь этот материал проходился частью по учебникам, частью во время бесед.

Окончившим курс выдавался диплом на татарском языке.

В 1914 году программа изменилась: учащиеся уже делились на 5 отделений, на старших отделениях преподавались новые предметы: анатомия, география России и др. Постепенно мектеб «Экбаль» в Токмаке сделался центром подготовки мусульманских деятелей для всей Северной Киргизии. Здесь учились многие учителя (для местных мектебов) и подготавливались учащиеся для поступления в медресе Казани и Уфы. Позднее, новометодные школы начинают распространяться в отдаленных районах Кыргызстана. Например, в 1909 году в Чон-Кемине открылась новометодная школа «Шабдания» в помещении, построенном сыном Шабдана, она просуществовала только до 1912 г. В 1912 г. открылся мектеб манапа Канаата в Кочкорке: 1914 г. - манап Калпа-ажы на Куртке открывает свой мектеб, а также возникают много других мектебов в разных районах Кыргызстана. Как мы видим, под влиянием татарских просветителей кыргызские манапы стали их последователями в школьном деле - они открывали школы, оплачивали учителей для обучения своих детей, и детей своих сородичей по новому методу, где детей учили читать, писать, считать, давая наряду с религиозным воспитанием сведения по истории и географии других стран. Но, несмотря на эти прогрессивные достижения новометодных школ их конечная цель заключалась в том, чтобы сделать школу орудием объединения мусульман на почве религиозно национальной идеологии.

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии