Автору первого гимна
Почти десять лет назад, седьмого июля 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения Абдыласа Малдыбаева. В истории Кыргызстана он останется первым национальным композитором, певцом, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, автором первого гимна Кыргызстана.

Великий патриот страны, он помог становлению И.Туманова, К.Молдобасанова, Н.Давлесова, С.Медетова, М.Абдраева, А.Тулеева, Т.Эрматова и многих других композиторов, музыкантов, певцов, дирижеров, мастеров сцены. Современники запомнили его человеком, который часто говорил: “Этому дарованию надо помочь”. И помогал, не жалея сил и времени. Благодаря Абдыласу сотни одаренных кыргызов были направлены на учебу в самые престижные музыкальные, художественные, театральные вузы и училища Москвы, Ленинграда.

До Абдыласа в Кыргызстане лишь единицы кыргызов были знакомы с музыкальной грамотой. Абдылас Малдыбаев с друзьями–единомышленниками первым начал строить фундамент кыргызской профессиональной музыкальной, театральной культуры. При его активном и непосредственном участии открывались первые музыкально–педагогические школы, училища, драматические и оперный театры, куда съезжались одаренные дети и юноши из всех, даже самых глухих и отдаленных, уголков республики. Сегодня на этом фундаменте выросли комузисты, пианисты, скрипачи, певцы, танцоры, артисты цирка, драматические актеры.

А в детские и молодые годы Абдыласа все было иначе. Родился он в ауле Карабулак Кеминского района в семье бедного кочевника. Солнце, чистый воздух, вкусная вода, божественная красота природы, горы с белоснежными вершинами, лугами, мелодичными реками — это было главное богатство семьи. В детстве и юности он пас овец у местного бая. Познал тяжесть труда, голод, унижения. Но в грустные и радостные минуты любил Абдылас напевать мелодии предков. А когда случалось, восторженно наблюдал за баталиями импровизаторов певцов–акынов. Остроумные солисты приводили парня в восторг. В снах он нередко видел себя поющим акыном.

До последнего часа хранил Абдылас в своем сердце сыновью любовь и память о своих родителях. Когда началась первая мировая война и царь Николай II издал указ о мобилизации всего инородческого населения, всех мужчин до 45 лет, отец Малдыбай собрал семью и вывез ее в Китай. Спасал не только от царских сатрапов, но и от шовинистов и националистов, которые сталкивали лбами русский и кыргызский народы, подстрекали к мщению и кровопролитию. Едва обстановка улеглась, Малдыбай со своей семьей вернулся на родину и поселился в Токмаке.

Отец любил играть на комузе, неравнодушен был к кыргызским мелодиям и песням. С большим удовольствием слушал их. Но больше всех Малдыбая покоряла своим мастерством красавица Дейильда, ставшая его женой — матерью Абдыласа. Своим пением, остроумием, импровизацией она поражала всю округу. Ее высокий чистый голос звучал по праздникам, на которые собирались люди из ближних и дальних селений. А если к кому–то в семью приходило горе, то во всей округе не было женщины, которая бы лучше отпевала покойника, на ходу слагала достойные рассказы о нем. Абдылас утверждал, что дар импровизатора, певца, мелодиста у него от матери.

Когда в 1917 году семья вернулась на родину, всем взрослым и юношам пришлось батрачить в Токмаке, вести подсобное хозяйство. Дейильда торговала айраном, молоком, другими продуктами. Внезапно она заболела тифом и слегла. Выручил Абдылас. Он бегал на базар и споро продавал всю продукцию. Секрет был прост. Во время продажи он пел, привлекал тем самым покупателей. Потом долго родственники говорили, что Абдылас тогда смерть от мамы отогнал. Вырученных денег хватало на лекарства, лечение, продукты питания.
В 1917 году Абдыласу исполнилось 11 лет. Октябрьская революция коренным образом изменила жизнь кыргызского народа. Абдылас пошел в только что открывшуюся школу. В 1923 году поступил в Казахско–Киргизский институт просвещения в Алма–Ате. Затем перевелся в открывшийся педагогический техникум г.Фрунзе. В годы учебы он был инициатором и активным участником всех сборов, где звучали мелодии и песни. Здесь же определилось его главное призвание. Он решил стать музыкантом, композитором. Всегда был в гуще событий, имел много друзей, товарищей. Его женитьба на красавице Батине стала радостным событием для всех родных, близких, окружающих.

В 1928 году Абдылас закончил техникум и стал заведующим учебной частью музыкально–драматической студии. Одновременно участвовал в музыкальном оформлении спектаклей, выступал как актер. А когда студия была преобразована в театр, стал его ведущим артистом. Абдылас удивлял зрителей и коллег музыкальностью, красивым тенором и профессиональной игрой. Он был мужчиной незаурядной внешности. Не все знают, что кыргызская драма в первые годы работала без женщин. Героинь играли загримированные мужчины. И роли молодых красавиц всегда были за Абдыласом.

Летом 1936 года его жизнь обрела новое содержание. В Москве он встретился и познакомился с молодыми московскими композиторами В.А.Власовым и В.Г.Фере. Это стало началом большого многолетнего плодотворного сотрудничества. Уже в 1939 году на первой декаде кыргызского искусства в Москве были исполнены два крупных сочинения этого содружества — музыкальная драма “Аджал ордуна” и первая кыргызская опера “Айчурек”. В обоих произведениях Малдыбаев выступал как сокомпозитор и как исполнитель ведущих партий. Успех был большим. Мастера полюбили на родине и за ее пределами. Без его участия во Фрунзе не проводилось ни одного концерта, посвященного знаменательным событиям в жизни советского и киргизского народов. Его творческая деятельность развивалась бурными темпами. Были новые роли в музыкальной комедии У.Гаджибекова “Аршин мал алан”, в операх “Кыз–Жибек” Е.Брусиловского, “Алтын Кекуль” М.Раухвергера, “Айдар и Айша” А.Аманбаева и С.Германова и других.

Зрителям он был близок и тем, что хорошо изучил русский язык, сотрудничал с композиторами России, исполнял русские народные и современные песни, романсы М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского–Корсакова, многих других классиков русской музыки. Много внимания уделял развитию художественной самодеятельности, участвовал в проведении молодежных конкурсов и фестивалей художественного творчества. Помогал молодым исполнителям готовить номера на республиканских, всесоюзных и всемирных фестивалях студентов и молодежи. Многим современникам запомнилось яркое исполнение им партии Ленского в опере П.Чайковского “Евгений Онегин”.

Год назад я попал в Концертный зал им.П.Чайковского в Москве. В экспозиции, посвященной истории этого зала, есть уголок с портретами и именами лучших исполнителей партии Ленского. Там всего три человека — Леонид Собинов, Сергей Лемешев и Абдылас Малдыбаев.
И в Киргизии, и в России у него было много друзей. Но особо отметим его многолетнюю дружбу с крупным деятелем культуры России, музыковедом Виктором Сергеевичем Виноградовым, который высоко ценил талант Абдыласа. И дома, и на работе у него много места занимали фотографии, другие экспозиции, посвященные кыргызскому музыкальному и театральному искусству. В.Виноградов внес большой вклад в пропаганду музыки Абдыласа и других кыргызских композиторов. Малдыбаев сочинял песни, романсы, другие музыкальные произведения, продолжая совершенствовать композиторское мастерство. С этой целью в 1941 году поступил в национальную студию при Московской государственной консерватории. Но учебу прервала война.
Абдылас вернулся в Киргизию. Провожал на фронт родных, друзей, близких. Дважды писал заявления с просьбой отправить на фронт. Но правительство решило иначе: “Ты человек талантливый. Будешь сражаться с врагом музыкой и песней”.

К началу войны Абдылас имел немалые заслуги перед киргизской музыкальной культурой. В 1937 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР, ему присвоили звание “Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР”. А через два года наградили орденом Ленина и удостоили звания “Народный артист СССР”. Он был первый кыргыз, удостоенный такого высокого звания.

В годы войны он перечислил всю годовую зарплату в фонд помощи фронту. Формировал фронтовые артистические бригады. С певицей С.Киизбаевой, певцом–комузистом М.Баетовым, акыном А.Усенбаевым выступал перед бойцами на передовой. Всю войну квартира Абдыласа была бесплатной гостиницей для фронтовиков. Лишь в 1947 году он возобновил занятия и три года учился под руководством своего друга и соавтора В.Фере.

Совместно с Власовым, Фере, другими композиторами были написаны оперы “Патриоты”, “Манас”, “На берегу Иссык–Куля”, “Токтогул”, музыкальная комедия “Ким кантти”, праздничная ода “Вековая дружба”, кантата “Великие сорок лет”, оратории “Сын киргиза”, “Свадебные вечера” и другие.
Ведущие композиторы, музыканты СССР, Кыргызстана и других стран высоко ценили талант Абдыласа. Он обогатил киргизский национальный колорит современными звучаниями. Его открытия послужили благодатной методической почвой для последующей плеяды киргизских композиторов.

Он прекрасно разбирался в специфике музыкально–сценических жанров, что способствовало успеху его произведений для театра. В канун своего 70–летия он закончил “Балладу о Тельмане” на слова А.Токомбаева и совместно с В.Власовым кантату “Где три соловья”, которую посвятил выдающимся кыргызским поэтам Ж.Турусбекову, Ж.Боконбаеву, М.Элебаеву.

Публичного человека характеризует гражданская позиция как в профессиональной деятельности, так и в общественной. Абдылас никогда себя для людей не жалел. Около тридцати лет бессменно возглавлял Союз композиторов Кыргызстана, также около 30 лет был членом правления Союза композиторов СССР. Многие руководители таких союзов в национальных республиках получали за это зарплату. Но Абдылас никогда этот вопрос не поднимал. В 1958 году его спросили друзья: “Почему за руководство Союзом композиторов не получаешь зарплату?”. Он от неожиданности растерялся: “А зачем? Я же получаю гонорары за свои произведения. Хватает. В войну жили хуже, чем сейчас”. Вот так по инициативе товарищей, при поддержке правительства только с 1958 года он стал получать зарплату за руководство творческим союзом.

Малдыбаев старался делать все, что требовали долг и совесть, не задумываясь, сколько за это заплатят. И самой большой наградой было доверие окружающих и любовь народа. А то, что Абдылас избирался депутатом Верховного Совета СССР и Киргизской ССР, трижды награждался орденом Трудового Красного Знамени, орденом “Знак Почета”, был удостоен Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула и многих других почестей и наград — это лишь внешнее признание его больших заслуг.

В его обширном творческом наследии и исполнительской деятельности отразились все исторические вехи становления и развития профессионального музыкального искусства Киргизии. Соавтор первой киргизской оперы “Айчурек”, автор около трехсот песен и романсов, создатель ярких сценических образов в национальных и классических спектаклях, он проявил себя талантливым представителем своего народа, активно раскрывавшим и развивавшим его музыкальные традиции и закладывавшим новые основы искусства в период советской эпохи.

Вот уже 27 лет нет с нами Абдыласа. Покинула сей мир его верная жена Батина. Она была замечательной актрисой кыргызской драмы. Снялась в фильме “Токтогул”.По стопам отца пошли дети. Старшая дочь Толкун — пианистка. Окончила Московское музыкальное училище при консерватории им.П.Чайковского. Всю жизнь посвятила преподавательской работе в столичной музыкальной школе им.П. Шубина. Ныне на пенсии.

Больших успехов на музыкальном педагогическом поприще добился младший сын Болот. Он окончил хоровое дирижерское отделение в музыкальном училище им. М.Куренкеева, а затем в консерватории им. П.Чайковского. Был направлен на преподавательскую работу в Кирженпединститут им. В.Маяковского. Но уже через полгода Министерство культуры утвердило его руководителем хоровой капеллы Кыргосфилармонии им. Т.Сатылганова. Затем Болота перевели хормейстером в театр оперы и балета, главным дирижером оркестра Госкомитета телевидения и радио, художественным руководителем Киргосфилармонии. С 1972 года возглавил кафедру хорового дирижирования в женпединституте, ныне университете им. И.Арабаева. До сих пор работает на этой кафедре. Профессор.

Как и отец, Болот нигде не исполнял свои должностные обязанности просто так. Всюду достигал больших успехов. Он является создателем и руководителем первого кыргызского джаза, первой кыргызской эстрады, первой кыргызской сатирической бригады “Мыскыл жана тамаша”. Как самую большую награду хранит Болот золотую медаль и диплом лауреата Первого фестиваля народного творчества СССР, который прошел в 1977 году в Саратове. Руководимый им хор женпединститута спел акапелла на восемь голосов “Эхо” Орландо Лассо и изумил мастерством как академическое жюри, так зрителей и соперников из всех союзных республик. Хор был приглашен на заключительный концерт во Дворец съездов в Москву.

Болот сочиняет музыкальные произведения, но композитором себя не считает. А вот его младшая сестра Жылдыз, тоже закончившая в Москве консерваторию им.П.Чайковского, прославилась как композитор, является профессором и единственной женщиной среди членов Союза композиторов Кыргызстана. Кроме творческой всю свою жизнь посвящает музыкально–преподавательской деятельности в университете им.Арабаева.


Текст: Михаил Корсунский,МСН

Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии